ПСИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Автор : Богданова Татьяна Юрьевна Воспитатель ГБДОУ 78 Фрунзенского района Санкт - Петербург 2012
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. ( Венгер Л. А.)
Цель: Выработка стратегии по преодолению проблем психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи: - Раскрыть содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе». - Сформировать представление о проблемах психологической готовности к обучению. - Активизировать интерес участников педагогического процесса, взаимодействующих с детьми предшкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации.
Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее сформировать Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками ; в непосредственно образовательной деятельности
Составляющие психологической готовности Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность Личностно-социальная готовность
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные « почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Интеллектуальная готовность Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Личностно - социальная готовность Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
Мотивационная готовность Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения : - к школе, -учителю, -учебной деятельности, -к самому себе. Желательно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.
Формированию этих качеств поможет игра !!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему ! Эмоционально - волевая готовность Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Психологически готовый к школе ребенок Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ). Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение. Интеллектуаль - ная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками
Психологически не готовый к школе ребенок Проявляет мало инициа - тивы Не может включиться в общий режим работы класса Не может сосредото - читься на уроке, часто отвлекается Тяготеет к шаблонным действиям и решениям Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Работоспособность ребенка во время занятий Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Спасибо за внимание Успехов Вам !
1. КАМЕНСКАЯ В. Г., ЗВЕРЕВА С. В. « К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОТОВ !» ДИАГНОСТИКА И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. СПБ КУМАРИНА Г. Ф. « МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО СТАРТА » ПАПО 3. ГУТКИНА Н. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. - СПБ GOTOVNOST Список литературы и источников :