Презентацию подготовила учитель технологии МОУСОШ2 пгт Сафоново г. Североморск Пискунова З.В. 2011г. БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Саамская вышивка бисером
Саамская вышивка - геометрическая. Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения. Саамская вышивка бисером
Основные мотивы орнамента в бисерном шитье В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.
Вышиваемый бисером саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений. Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения.
Основные мотивы орнамента в бисерном шитье
Символика цвета в саамском орнаменте В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
Символика цвета в саамском орнаменте - вода, небо, озеро, море, реки; - морошка, солнце; - снег, лепестки ромашки, морошки.
Значение элементов в орнаменте саамов Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа. Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.
Инструменты и материалы Иглы: 0 (для набора бисера) 3,4 для закрепления бисера Нитки: в цвет ткани (красные или синие) Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань Наперсток Ножницы
Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2). Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3). Подготовка основы для вышивания
На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)
Технологический процесс вышивки Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)
Технологический процесс вышивки Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)
Технологический процесс вышивки Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)
Вот, наконец, на сукне появился первый элемент вышивки. Но назвать ее саамской можно только тогда, когда в орнаменте воплощены мотивы в духе народных традиций саамов.
Литература 1.Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.– Мурманск: МГПИ, Мечкина Е.И., Мозолевская А.Е.Саамское рукоделие.- Апатиты, 2003.с.8-18, Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов северо-запада России.– Петрозаводск, –с Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова. -Петрозаводск,1999.– с Хомич А.В. Саамы. С-П. отделение изд- ва «Просвещение» с Материалы творческих проектов учащихся. 8. Экспонаты Мурманского краеведческого музея. 9. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных ремесел.