СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель английского языка, МБОУ СОШ 2
«Как обучать в новых условиях?» В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является; 1. применение активных форм познания: 2. наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; 3. создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Как подготовить современный урок Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: 1.Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Типы уроков 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Примеры технологических карт.
Технологическая карта-мини-проект учителя Структура технологической карты: 1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; 2. планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); 3. межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы); 4. этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); 5. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт