РА - основная единица коммуникации, отдельное речевое действие, речевой поступок личности, оказывающий определенное влияние на речевого партнера Условия РА: обоюдное знание культуры общения на данном языке Компоненты РА: -адресант, адресат; -общие знания; цель речи; -ситуация общения; - характер взаимодействия; Типы РА: информативный и неинформативный (фатический) Средства РА: прямые и косвенные Речевой акт
Общий принцип: Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, как того требует совместно принятая цель этого диалога. Правило 1 (принцип отношения) Правило 2 (принцип количества) Правило 3 (принцип качества) Правило 4 (принцип способа, манеры речи) Строить общение в соответствии с его целью и темой Дозировать информацию (не допускать лишней) Говорить правду и использовать обоснованные оценки Говорить ясно, недвусмысленно, последовательно Правила ведения разговора Коммуникативные постулаты – максимы – П.Грайса ( )
Речевой этикет – социально заданные и национально специфичные правила поведения (система устойчивых формул и выражений в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта с собеседником). Вежливость – основная категория речевой этики, культуры общения. Этикетные стереотипы – стандартные речевые формулы (приветствие, обращение, согласие, несогласие, прощание, просьба, извинение, благодарность, предложение, приглашение…) Разновидности РЭ: Воинский Дипломатический Церковный Светский Служебно-деловой Речевой этикет в устном деловом общении
Виды аргументации 1.Выводы и обобщения 2.Доказательные законы 3.Аксиомы и постулаты 4.Факты 1.Чувство долга 2.Чувство чести 3.Чувство ответственности 4.Чувство товарищества Логические (обращение к разуму) Убедительность и доказательность Психологические (воздействие на чувства)