Tashkent, Uzbekistan, 3-4(a.m.) April 2012 Совершенствование международно- правового регулирования правил процедур Сектора МСЭ-Т Лавиза Исхакова, Ведущий научный сотрудник ГУП «UNICON.UZ» RCC Regional Preparatory Meeting for WTSA-12: (Tashkent, Uzbekistan, 3-4(a.m.) April 2012)
Tashkent, Uzbekistan, 3-4(a.m.) April Правила процедуры - это созданные государствами общеобязательные правила поведения процедурного характера, регулирующие международные отношения, складывающиеся в рамках международных организаций и направленные на повышение целесообразности и эффективности их деятельности. В документах МСЭ вместо термина Правила процедуры используется - методы работы, внутренний регламент Правила процедуры Сектора МСЭ-Т - единые,внутренне согласованные нормы, принятые соглашением и закрепленные в Резолюции 1ВАСЭ.
3 ВАСЭ - Устав, Конвенция, Общий регламент конференций ассамблей и собраний, Резолюция 1 ВАСЭ КГСЭ- Конвенция, Резолюция 1 ВАСЭ ИК- - Конвенция, Резолюция 1 ВАСЭ, Рекомендации серии А Бюро МСЭ-Т, Директор- Конвенция, Резолюция 1 ВАСЭ Международные акты, регламентирующие правила процедур органов Сектора МСЭ-Т
4 Особенности и назначение правил процедур в международной организации на примере Сектора МСЭ-Т Регулируют отношения, возникающие по поводу организационно-процедурной деятельности в международных организациях в ходе создания или реализации материальных норм в конкретных правоотношениях (проведение ассамблей, процедуры разработки и утверждения рекомендаций, заседаний КГСЭ и т. д.) Правила процедур обеспечивают международную законность и правопорядок деятельности субъектов международного права, а также должностных лиц международной организации, участвующих в деятельности МСЭ-Т. Должны соответствовать основным принципам международного права, императивным нормам, лежащим в основе международной законности.
5 Обязывают и управомочивают субъектов международного права действовать определенным образом. Регламентируют порядок и процедуру проведения в жизнь норм международного права. Особенность функциональная: если материальные нормы определяют, что должны делать субъекты международного права, то правила процедур описывают как, каким образом субъекты (государства или члены – сектора) должны это делать.
Анализ содержания Резолюции 1 и Рекомендаций Серии А Сектора МСЭ-Т, развивающих и уточняющих правила процедур, а также их сравнение с соответствующими нормами Устава и Конвенции МСЭ привел к следующим выводам: 1) В Секторе МСЭ-Т разработаны и действуют правила процедур, позволяющие регулировать международные отношения, складывающиеся в рамках деятельности Сектора и направленные на повышение эффективности и целесообразности деятельности как самого Сектора, так и международного сотрудничества государств-членов и членов Сектора;
2) В Секторе МСЭ-Т, как и в других Секторах, приняты и действуют две модели процесса утверждения Рекомендаций, которые позволяют качественно и в ускоренном режиме принимать и утверждать Рекомендации (традиционный процесс утверждения и альтернативный процесс утверждения); 3) Традиционный процесс утверждения Рекомендаций по времени значительно превосходит альтернативный процесс, что приводит к тому, что ИК предпочитают использовать последний. В связи с этим ТПУ нуждается в сокращении своего срока;
4) Правила процедур Сектора разрабатывались в течение длительного времени, апробировались на практике и по многим аспектам имеют свою специфику отличную от секторов R и D; 5) Сектор МСЭ-Т уделяет внимание постоянному совершенствованию правил процедур, что находит отражение в изменениях, вносимых в Резолюцию1ВАСЭ; 6) Особенностью правил процедур Сектора заключается в том, что в их разработке участвуют не только государства-члены, но и члены Сектора.
7) В настоящее время, когда в Рабочей группе Совета МСЭ идет работа по выработке стабильного Устава МСЭ, было бы целесообразно правила процедур как наиболее динамично развивающиеся нормы международного права, касающиеся Сектора, выделить из Устава и Конвенции. 8) Резолюция 1 ВАСЭ в разделе 4 определяет полномочия и функции Консультативной группы по стандартизации электросвязи, однако в пункте 4.7 рекомендует в общем случае применять тот же внутренний регламент, что и к исследовательским комиссиям. На наш взгляд, КГСЭ нуждается в собственных правилах процедур, как координационный и контролирующий орган деятельности исследовательских комиссий Сектора.
С п а с и б о з а в н и м а н и е !