Интерактивные формы и методы обучения в университете
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда играет. Ф. Шиллер
1. Интерактивное обучение : сущностные характеристики. 2. Результаты анкетирования преподавателей СГУ.
Интерактивное обучение : сущностные характеристики Понятие « интеракция » ( от англ. – interaction – взаимодействие ) возникло впервые в социологии и социальной психологии. В психологии интеракция – « это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем - либо ( например, с компьютером ) или кем - либо. Социальная интреакция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других людей, вызывая ответные реакции.
« Интерактивное обучение » – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности преподавателя и обучающихся : все взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия сокурсников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
интерактивного обучения : Признаки интерактивного обучения : межличностное, диалогическое взаимодействие в системах « преподаватель - обучающийся » и « обучающийся - обучающийся »; работа в малых группах на основе сотрудничества ; активно - ролевая ( игровая ) и тренинговая организация обучения.
Формы и методы интерактивного обучения Основываясь на признаках интерактивного обучения, формы и методы интерактивного обучения можно разделить на : 1. дискуссионные : интерактивная лекция, диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, дебаты и т. д. 2. игровые : деловы, ролевые, организационно - деятельностные и др. 3. тренинговые формы проведения занятий ( коммуникативные, личностного роста, профессиональные ). Достаточно часто термин « интерактивное обучение » упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он - лайн.
Качества и умения преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме развитые коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому студенту, заинтересовано и внимательно выслушать его, толерантность ; умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе ; быть фасилитатором, использовать « поддерживающие » приемы общения ; сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в их интеллектуальном поведении ; умение создавать специальные ситуации, побуждающие студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи.
Результаты анкетирования преподавателей СГУ Анкета « Интерактивные методы преподавания в вузе » Опрошено 600 преподавателей всех структурных подразделений СГУ
1. Назовите, пожалуйста, формы и методы интерактивного обучения, которые Вы применяете на занятиях со студентами. Дискуссия – 53,30% Лекции с элементами беседы – 51 % Интерактивные лекции с использованием мультимедийных средств – 39% Работа в малых группах – 26,6% Игровые методы обучения : ролевые игры, деловые игры – 22,5% Информационные технологии : интерактивное взаимодействие посредством дистанционной среды, создание 3-D модели, электронные учебники, электронная почта, образовательные сайты – 17,8% Метод проектов – 15% Кейс - метод - метод коллективного анализа ситуаций – 6%
Выводы : « Цель интерактивности : привлечь внимание к сложным проблемам ; заставить не пассивно слушать и записывать готовое знание, а приходить к знанию на основе работы своего мозга, тогда это знание лучше усваивается и не выветривается из памяти ». « Используемые формы и методы направлены на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но, и что, пожалуй, наиболее важно, активное взаимодействие студентов между собой, что приводит к полезным дискуссиям, аргументированным спорам, предложениям необычных трактовок как со стороны преподавателя, так и со стороны студента ».
2. В каких случаях Вы применяете данные формы и методы обучения ? Практические занятия – 61%. Семинары – 56%. Лекции - 45%. Лабораторные занятия - 10%. « Данные формы и методы применимы, если студенты имеют приблизительно одинаковый уровень знаний, имеют навыки работы с материалом ». « Наиболее интересные результаты достигаются при проведении семинаров по курсовым и дипломным работам, где предъявляются доклады и рефераты, сопровождающиеся, как правило, возникновением научной ( творческой ) дискуссии ».
3. Какие положительные результаты в обучении студентов при применении интерактивных форм и методов Вы можете назвать ? Развитие познавательного интереса к изучению дисциплины - 34%. Лучшее усвоение материала - 30%. Успешные защиты курсовых и дипломных работ - 26 %. Развитие активности, инициативности, уверенности и самостоятельности - 22%.
4. Назовите проблемы, мешающие Вам чаще применять интерактивные формы и методы обучения. Низкая техническая оснащенность аудиторий и лабораторий ( недостаточное количество проекторов, « хороших досок », ограничение широкого доступа к современным информационным технологиям на занятиях ) - 67%. Низкий уровень абитуриента, ориентированного на ЕГЭ. « Именно ЕГЭ уничтожает готовность к восприятию интерактивных методов в университете » - 57%. Трудоемкость времени и усилий у преподавателей для подготовки к занятиям такого вида – 12%.
Спасибо за внимание !