Интернет в России и в субъектах федерации Результаты исследовательского проекта «Интернет в России / Россия в Интернете» Доклад на Российском Интернет – форуме (РИФ-2006) (пансионат «Лесные дали», марта 2006 г.) Ефим Галицкий, Фонд «Общественное мнение»
2 «Интернет в России / Россия в Интернете». Начало тысячелетия – начало проекта 2000 г. - крупнейший одномоментный репрезентативный опрос населения (ФОМ и Страна.ру) Размер выборки - 70 тысяч респондентов Исследуемая совокупность – население 14+ городов и ПГТ Метод – интервью по месту жительства респондентов Выборка - адресная
3 Интернет в России – начало пути (2000 г., городское население 14+)
4 Сегодня ФОМ исследует Интернет двумя методами Общие черты Вопросы пользовался ли он когда-нибудь Интернетом? если да, то где (дома, на работе и т.д.) и когда он был в Сети в последний раз? Репрезентативные опросы на дому 18+ Первый метод – опросы раз в 2 недели Дополнительный вопрос планирует ли начать пользоваться и когда Отчеты раз в сезон – на сайте Второй метод – опросы раз в полгода в каждом из 69 субъектов В отчете – данные о каждом субъекте по материалам двух опросов
5 Исследование 1. Общероссийские опросы каждые две недели С лета 2002 г. по неизменной методике Исследуемая совокупность – городское и сельское население России 18+ Периодичность опросов – раз в 2 недели Размер выборки 3 тыс. респондентов Данные объединяются за сезон (12-18 тыс. респондентов) Выпущено 12 бюллетеней из серии «Опросы: Интернет в России» («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») Бесплатный доступ на сайте ФОМ ( Готовится выпуск 14 – Зима В докладе впервые публикуются основные результаты
6 Что происходит сегодня? (Городское и сельское население 18+, зима )
7 Динамика роста Рунета
8 Линейная модель роста полугодовой аудитории Рост полугодовой аудитории составляет 0,3 п.п. в месяц. (Модель объясняет 94% дисперсии.) Рост доли затронутых Интернетом (либо пользующихся, либо желающих им пользоваться) составляет 0,29 п.п. в месяц. Кривые пока не выходят на насыщение
9 Зима : обошли Францию по численности пользователей! (столбцы – млн. чел., линия – % в населении 18+) Россия – результаты описанных выше исследований первого типа, приведенные в готовящемся к выпуску Бюллетене ФОМ Опросы «Интернет в России». Выпуск 14. Зима Страны мира – по данным Nielsen//NetRatings Global Internet Trends Regional Reports,Quarter 4, 2005; October - December (В этих данных, в отличие от России, учтены пользователи Интернета в возрасте лет и не учтены – не имеющие домашнего телефона.)
10 Исследование 2. Опросы в субъектах РФ Одномоментные опросы 2 раза в год Исследуемая совокупность – городское и сельское население каждого из 69 субъектов РФ (кроме «горячих точек» и малонаселенных территорий) Население охваченных опросов субъектов 94,3% всего населения страны Выборка 1000 респондентов в каждом субъекте РФ (по 500 – весной и осенью) Общий годовой размер выборки – 69 тыс. респондентов Опрос – по месту жительства респондентов Сегодня впервые демонстрируются материалы из Атласа «Интернет в субъектах РФ». Выпуск 1.
11 Структура Атласа Пояснения Часть 1. Относительные показатели распространенности Интернета (%) Аудитории Интернета в населении Пользователи Интернета в социально-демографических группах (пол, возраст, образование, доход) Опыт пользования Интернетом за полгода (дома, на работе, по месту учебы, в Интернет-кафе, у знакомых) Динамика распространенности Интернета Часть 2. Абсолютные показатели распространенности Интернета, тыс. чел. Аудитории Интернета в населении Пользователи Интернета в социально-демографических группах (пол, возраст, образование, доход) Опыт пользования Интернетом за полгода (дома, на работе, по месту учебы, в Интернет-кафе, у знакомых) Динамика распространенности Интернета
12 Первая «двадцатка» субъектов РФ по доле полугодовой аудитории в населении 18+, %
13 Первая «двадцатка» субъектов РФ по абсолютному размеру полугодовой аудитории 18+, млн. чел.
14 Полугодовая аудитория Интернета в субъектах РФ (% от населения 18+). Карта
15 Полугод. ауд. (Фрагмент карты)
16 Пример: Ульяновская область – повышение ранга на активных аудиториях
17 Суточная ауд. в населении. (Фрагмент)
18 Пример: Ульяновская область – высокий ранг в ресурсных группах
19 Полугод. ауд. в группе 3 и более т.р./мес. на члена семьи (Фрагмент)
20 Линейные модели аудиторий Интернета в % к численности 18+ СуточнаяМесячнаяПолугодовая Отношение дохода к прожиточному минимуму +6,84+6,41+6,06 Средний доход, т.р.+2,26+1,71 % лиц с высшим образов.+0,44+0,57+0,55 % сельского населения-0,11 Средний возраст-1,27 Свободный член модели-8,38-7,30+58,13 Доля объясненной дисперсии70%75%80%