Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина Роль учителя в рассказе
Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями ? И не за то вовсе, что было в школе, нет, а за то, что сталось с нами. В. Распутин
Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией Михайловной Молоковой. Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт.. Случайно оказалась она в районной школе, в глухом посёлке Усть-Уда. Это было худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. За дерзость, объясняет она.
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. - Валентин Распутин был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции... Только преподавала я там уже не французский, а русский язык - для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала.
Нет в мире должности прекрасней … Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина : " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты ".
На вопрос о том, хулиганил ли будущий писатель Распутин, бывшая учительница ответила : - Ну что вы ! Он был очень скромным и застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды. Но что удивительно, каждый ученик моего класса был личностью, и выделить кого - то я не могла. Валя - а я как своего ученика могу его так называть - не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Вероятно, он и тогда что - то писал, но только никто об этом не знал. Но это была не скрытность, а сдержанность - истинно сибирское качество человека. Он как бы сам по себе рос, развивался.
Итак, исчерпав возможности помочь герою законно, Л. М. решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает ? Правильно ли она поступает ? Прочитайте монолог учительницы, в котором она объясняет своё желание играть. Что нового узнаём о её характере ? Как теперь относится герой к своей учительнице ? Докажите текстом. Какие же уроки преподала Л. М. герою ? Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой ? С чем ассоциируются у героя яблоки ? В.Распутин со своей внучкой
Мое отношение к поступку учительницы Я прочитал рассказ В. Г. Распутина « Уроки французского ». Я думаю, что учительница поступила героически. Во - первых, ей пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли бы выгнать из школы или наказать на линейке перед всей школой за то, что он играет в « чику » на деньги. Для мальчика было бы большим позором, если бы его выгнали из школы. Он не смог бы выучиться, хотя учился на отлично. Во - вторых, учительница знала о том, что он играет на деньги, и решила с ним заниматься французским языком, чтобы отвлечь его от игры. Жил мальчик бедно, учительница знала об этом и несколько раз пыталась накормить его, даже прислала ему посылку с едой. Мальчик, конечно же, догадался, что этот подарок сделала учительница. Он отказался от него, а учительница сделала вид как будто тут не причем, но мальчик догадался, что такой подарок больше сделать никто не мог. И, несмотря на отказ, она поняла ребенка … Таким образом, поступок Лидии Михайловны, действительно, иначе, как героическим, не назвать. Не все люди смогли бы пойти на такое ради какого - то мальчишки.
Сам Распутин отмечает, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.
Уроки Лидии Михайловны наш герой запомнил очень хорошо. Сам Валентин Распутин справедливый человек, замечательный писатель. Почему же тогда повесть, посвящённую своему учителю, он начинает фразой, вынесенной в эпиграф урока ? Каким же должен быть настоящий учитель ? Да, настоящий учитель это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель это тот, кого помнят всю жизнь.
Валентин Распутин - очень талантливый и деятельный человек. Его имя часто можно встретить на страницах центральных газет, в передачах радио и телевидения. Одна из важнейших проблем, с которыми часто выступает В. Распутин, - проблема сохранения России, Байкала, сбережения для потомков его красоты и природных богатств.
15 марта 2011 года писателю Валентину Распутину исполнится 74 года. Указ о награждении Валентина Распутина орденом « За заслуги перед Отечеством » третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово учитель. В. Астафьев
Читайте книги В. Распутина Домашнее задание: Прочитать рассказ В.Г.Распутина Я забыл спросить у Лешки..., написать отзыв или характеристику одного из героев