Стратегический менеджмент
Тема 5. Влияние глобализации на стратегии конкуренции
Компания вступает в международную конкуренцию, выходя на один или несколько избранных внешних рынков. О глобальной конкуренции речь идет тогда, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Компании, которые работают в нескольких странах, являются конкурентами межнационального (или мультинационального) масштаба, а которые продают свои услуги в 100 странах мира – глобальными конкурентами. Компания вступает в международную конкуренцию, выходя на один или несколько избранных внешних рынков. О глобальной конкуренции речь идет тогда, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Компании, которые работают в нескольких странах, являются конкурентами межнационального (или мультинационального) масштаба, а которые продают свои услуги в 100 странах мира – глобальными конкурентами.
Мультинациональная или глобальная конкуренция? О мультинациональной конкуренции (или конкуренции на внутренних рынках нескольких стран) речь идет в том случае, если конкуренция на одном национальном рынке не зависит от конкуренции на других национальных рынках; в таком случае «интернационального рынка» нет, а есть лишь совокупность автономных национальных рынков.
Мультинациональная конкуренция характерна для таких отраслей, как пивная промышленность, страхование жизни, производство швейных изделий, производство кофе, крупы, консервов и многих видов розничной торговли.
Глобальная конкуренция происходит тогда, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качества одного международного рынка. В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран. В глобальной отрасли конкурентоспособность предприятия в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах. Глобальная конкуренция происходит тогда, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качества одного международного рынка. В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран. В глобальной отрасли конкурентоспособность предприятия в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах.
Стратегии вхождения и конкуренции на внешних рынках Создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж Выдача лицензий зарубежным фирмам на использование технологий предприятия либо на производство и распространение продукции предприятия Франчайзинг Создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж Выдача лицензий зарубежным фирмам на использование технологий предприятия либо на производство и распространение продукции предприятия Франчайзинг
Мультинациональная стратегия с применением в разных странах специфических стратегических подходов Глобальная стратегия с использованием единой модели конкуренции на рынках всех стран, где действует предприятие Стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных предприятий как первый шаг на пути к зарубежным рынкам. Мультинациональная стратегия с применением в разных странах специфических стратегических подходов Глобальная стратегия с использованием единой модели конкуренции на рынках всех стран, где действует предприятие Стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных предприятий как первый шаг на пути к зарубежным рынкам.
Центры прибыли и перекачивание прибыли Центры прибыли – это национальные рынки, на которых предприятие получает значительную прибыль благодаря сильному положению. Центры прибыли – это ценные конкурентные активы для финансовой поддержки стратегических инициатив на отдельных внутренних рынках и достижения лидерства на глобальном рынке. Центры прибыли – это национальные рынки, на которых предприятие получает значительную прибыль благодаря сильному положению. Центры прибыли – это ценные конкурентные активы для финансовой поддержки стратегических инициатив на отдельных внутренних рынках и достижения лидерства на глобальном рынке.
Перекачивание прибыли – метод подкрепления конкурентных инициатив на одном рынке за счет финансовых и других ресурсов других рынков. Это мощный инструмент конкуренции.
Стратегические альянсы и совместные предприятия с зарубежными партнерами Соглашения обеспечивают не только доступ к местным рынкам, но и обеспечивают экономию на масштабе. Союзы и альянсы позволяют заполнить пробелы в техническом опыте и знании местных рынков. Объединение увеличивает шансы на завоевание лидирующих позиций в отрасли.
Конкуренция на рынках развивающихся стран В условиях, когда крупные финансово мощные предприятия ищут возможности проникновения на рынки развивающихся стран, поведение местных предприятий определяется возможностью применения их конкурентных ресурсов на глобальном уровне и мощностью отраслевых факторов, побуждающих предприятие к участию в глобальной конкуренции.
? ? ?