Повышение мотивации на уроках русского языка и литературы. Кузнецова Лариса Николаевна, Ратникова Марина Викторовна- учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Фрязино Московской области.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни.
Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу.
Познавательные мотивы – желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Данные статистики говорят о том, что только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время, 18% часто избегают посещение школы, 63% учеников занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически.
Почему же снижается учебная мотивация школьников ? Кто в этом виноват? Что делать? Почему процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу?
Как сделать урок русского языка и литературы интересным?
Пути повышения мотивации учащихся
1. Связь с жизнью 2. Наглядность 3. Использование на уроках современных информационных технологий 4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися 5. Использование игр- упражнений, физкультминуток
Положительная и отрицательная мотивация
- интерес к предмету у ученика; - желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно поступить в ВУЗ; - желание заслужить одобрение друзей, одноклассников; - стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями.
- желание быть лучшим из- за завышенного самолюбия; - страх перед строгим учителем; -нежелание быть объектом осмеяния класса из-за своего незнания.
Методы и приёмы учебной мотивации на уроках
- словесные, наглядные и практические методы; - метод стимулирования: поощрения и порицания; - метод занимательных упражнений; -метод создания ситуации новизны, актуальности знаний; - метод ситуации успеха.