Проблемы расчета норматива подушевого финансирования в Республике Саха (Якутия) К.э.н., зам. Директора ИРЭ АН РС (Я) Гаврильева Туяра Николаевна
База расчета норматива: 1. Районы и города, предоставившие информацию: Абыйский, Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленский, Мегино-кангаласский, Мирнинский, Момский, Намский, Нерюнгринский, Нижнеколымский, Оймяконский, Олекминский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Усть- Янский, Хангаласский, Чурапчинский, г. Якутск, ГО Жатай. ВСЕГО 30 МР и ГО из 36 по Республике Саха (Якутия).
2. Районы, не предоставившие информацию: Аллаиховский; Аллаиховский; Верхневилюйский; Верхневилюйский; Верхоянский; Верхоянский; Жиганский; Жиганский; Нюрбинский; Нюрбинский; Эвено-Бытантайский. Эвено-Бытантайский.
Численность детей городселоВСЕГО НОШ ООШ СОШ гимназии ВСЕГО
Количество школ, по которым производился расчет норматива городселоВСЕГО НОШ ООШ64652 СОШ гимназии ВСЕГО
Методика расчета норматива 1. Региональный норматив рассчитывается, как средняя величина расходов 3 % от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося
Методика расчета норматива 2. В последующие годы определенный таким способом норматив может пересматриваться только в сторону увеличения с учетом фактических возможностей бюджета В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему нормативного финансирования, для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. При этом снижение адаптационной надбавки, в течение переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет), как правило, не допускается.
Методика расчета норматива 3. Объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле: Фгс = Nc * Ус + Nг * Уг + Ам 3, где: Фгс - объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта; Nс - региональный расчетный подушевой норматив для сельской местности; Мг - региональный расчетный подушевой норматив для городской местности; Ус - количество сельских учащихся в данном муниципальном образовании; Уг - количество городских учащихся в данном муниципальном образовании; А%, - адаптационная надбавка данному муниципальному образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет)
Методика расчета норматива 4. А%, - адаптационная надбавка образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), определяется по формуле: АМ=ФМ-ФНМ, где Фм - фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ), Фнм - объем ассигнований по нормативу.
Методика расчета норматива 5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле: К = Фш / Фнш где Фш - фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году, Фнш - объем ассигнований по нормативу.
Методика расчета норматива 6. Для расчета объема финансирования муниципальных образовательных учреждений органы МСУ на переходный период (не более 3-х лет) рассчитывают поправочные коэффициенты по установленной субъектом РФ формуле, позволяющей довести объем финансирования бюджетной образовательной услуги до фактически сложившихся в предшествующий финансовый год расходов в каждом образовательном учреждении. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле: Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к), где: Ф - общие расходы образовательного учреждения; Ф(гс) - объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образование Определяется по следующей формуле: Ф(гс) = N * П * У, где: N - региональный расчетный подушевой норматив; У - число обучающихся в образовательном учреждении; П- поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более).
Методика расчета норматива 7. Ф (б) - объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов- дефляторов; 7. Ф (б) - объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов- дефляторов; Ф (к) - объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования; подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели). Ф (к) - объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования; подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).
Количество малокомплектных школ в Республике Саха (Якутия) Все ОУ НОШООШСОШ Гимнази и другие типы Всего по РС (Я) город село Малокомплектные ОУ с наполняемостью менее 20 чел. и менее 25 чел. Всего по РС (Я) город село Удельный вес малокомплектных ОУ по типам и видам ОУ, % Всего по РС (Я) 94,8%94,8%100,0%94,3%78,9%100,0% город95,1%100,0%100,0%85,5%86,4%100,0% село94,7%93,5%100,0%98,1%68,8%100,0%
Удельный вес субвенции в структуре финансирования, % городсело НОШ59,96%74,72% ООШ70,83%75,33% СОШ76,23%73,99% гимназии 82,67 % 76,22%
Удельный вес учебных расходов в структуре субвенции: городсело НОШ10,01%9,17% ООШ18,76%6,70% СОШ8,87%8,53% гимназии 7,01 % 20,09%
Нормативы для различных типов и видов школ РС (Я): городселосело/город НОШ11270, ,071,84 ООШ20209, ,481,03 СОШ11500, ,492,15 гимназии13486, ,922,31 вечерние12494,61 коррекционные45608,36 кочевыенет111858,95
Итоги расчета норматива Финансирование по нормативу городсело НОШ , ,03 ООШ , ,74 СОШ , ,09 гимназии , ,04 Адаптационная надбавка городсело НОШ , ,48 ООШ , ,80 СОШ , ,66 гимназии , ,91
Удельный вес адаптационной надбавки в структуре субвенции городсело НОШ62,71%39,39% ООШ29,60%66,96% СОШ42,30%38,07% гимназии51,24%35,97%
Предложения по совершенствованию методики расчета норматива: 1. Ввести в базовую методику расчет норматива по различным видам и типам ОУ; 2. Рассмотреть возможность использования в методике индексов бюджетных расходов для МР и ГО и поселений, используемых в выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 3. Рассмотреть возможность фиксации удельного веса учебных расходов как % от размера ФОТ
Механизм реализации: 1. Разработать и внедрить отраслевую систему оплаты труда. Упорядочить штатные расписания ОУ (1-2 кв г.) 2. Провести корректировку методики с учетом региональных особенностей и фактического финансового состояния ОУ. (2 кв г.) 3. Провести расчет норматива с учетом новой системы оплаты труда и штатной численности. Упорядочить поправочные коэффициенты (2 кв г.) 4. Провести расчет бюджетов школ и перейти на нормативное финансирование (3 кв г.) 5. Проведение мониторинга перехода на нормативное финансирование с учетом оптимизации сети, увеличения наполняемости, сокращения числа малокомплектных школ (ежегодно, в 1-2 кв. текущего года, в переходный период)