Введение в профессию «Реклама и связи с общественностью» Лекция 2_1
История рекламы 1.Зарождение рекламы в Древнем мире. 2.Реклама в Средние века 3.Реклама Нового времени
Протореклама Глашатаи Фирменные знаки (клейма) Вывески Рекламные тексты, объявления Протогазета Миллиарии Граффити 1. Зарождение рекламы в Древнем мире
Протореклама первоначальная историко-культурная форма современной рекламы. Основная ее функция информирование. К проторекламным формам можно отнести культовую проторекламу (родовые тотемы), знаки собственности (клеймо, штамп, печать), знаки авторства (сигнатуры). Базовые элементы проторекламы символы.
Бурятский родовой тотем
Знаки Рюриковичей на свинцовых товарных пломбах. Но тавро могло быть и выжжено как на изделиях, так и на животных, принадлежавших тому или иному хозяину.
Глашатай специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя. Эта профессия была настолько распространена, что глашатайскими функциями наделяется даже древнеримский бог торговли Меркурий. Глашатай
Фирменный знак (клеймо) Оттиск печати из Каниша с именем и изображением купца. II тысячелетие до н.э.
Самый древний из ныне известных рекламных текстов (найден в египетском городе Мемфисе). Надпись: «Я, критянин, по поручению Богов истолковываю сны. Доверься Тихэ». III век до н.э. Рекламные тексты
Хлебная лавка в Помпеях. Между колоннами здания выделено место для письменных объявлений жителей города и окрестностей. Рекламные объявления
Милиарий Милиарии были установлены на всех важнейших дорогах Римской империи через промежутки, равные одной римской миле. На милиарии указывалось расстояние от начальной точки дороги, а вместе с тем воздавалась хвала императору, который приказал ее построить.
Граффити Граффити из Помпеи : «Группа гладиаторов эдила Авла Светия Церта будет сражаться в Помпеях в день перед июльскими календами. Произойдет схватка с дикими зверями. Будет натянут полог».
2. Реклама в Средние века Раннее средневековье (IV – вторая половина V вв.) Классическое средневековье (X–XIII века) Позднее средневековье (XVI – конец XV вв.)
Период раннего средневековья практически не донес до нас рекламных текстов. Элементы рекламы проявляются в проповедях, религиозных процессиях, при этом широко применяется суггестивный метод воздействия, составляющий суть природы рекламы. В связи с невысоким уровнем грамотности населения так же, как и в Древнем мире, преобладает устная реклама. Постепенно возвращается институт глашатаев и развивается традиция живописных вывесок. В Х–ХI вв. в «Регистре ремесел и торговли Парижа» целый раздел был посвящен профессии глашатая.
Так выглядел в средние века лондонский глашатай. Старинная миниатюра.
Над входом в магазин или торговую лавку устанавливалась вывеска, чтобы сразу было видно, чем здесь торгуют. Красная шляпа, золотой сапог или бычья голова обозначают магазин головных уборов, лавку сапожника или мясника. В средневековье такие вывески были просто необходимы. Ведь продавцы и покупатели не умели ни сделать надпись, ни прочитать ее. Для того чтобы понимать друг друга, им нужны были простые и ясные символы. Ремесленник вывешивал над входом в лавку орудие своего труда, лавочник заявлял о себе, вешая над дверью муляжи товаров, которыми он торговал. Вывеска это, так сказать, удостоверение личности магазина. Вывески
Традиция обозначать места, где можно попить вина или пива, пошла еще со времен Римской империи. На просторах Аппенин, Испании и Франции Tabernae украшали виноградной лозой, чаще всего венком из виноградной лозы. Но в средние века в северной Европе вино было в основном привозным, и там люди заменили виноградные лозы на вечнозеленые растения. Что касается пивных, то с древности и в течение средних веков использовали для обозначения, также как и в случае с вином, сырье, а чаще всего пук соломы, который насаживали на шест, торчащий из окна над входом в пивную, или же врытый рядом с домом.
Современный вариант вывески
Ярмарки Слово «ярмарка» произошло от немецкого слова» означавшего «ежегодный рынок» или «рынок раз в году». А обозначало оно в средние века те места, куда периодически, чаще всего действительно раз в год, съезжались купцы со своим товаром; да и сами эти съезды купцов тоже назывались ярмарками. Они появились в Западной Европе примерно в X в., но их расцвет приходится на XIIXV вв.
Устная реклама В связи с невысоким уровнем грамотности населения так же, как и в Древнем мире, преобладает устная реклама. В этих условиях получает дальнейшее развитие институт глашатайства.
Первая печатная реклама Изобретение съемных шрифтов Иоганна Гуттенберга открывает эру много тиражной печати афиш. Первые рекламные афиши не содержат иллюстраций, они появляются лишь в 1491 г. в рекламной «Афише издателя» Гераэрда Лина. Качественно новый этап в развитии афиш связан с расцветом гравюры в ХV – ХVI вв.
В середине XIX века крупные города Европы заболели «кожной болезнью» рекламными плакатами с веху до низу были облеплены дома, заборы, сараи и даже деревья.
3. Реклама Нового времени Изобразительный плакат Рекламный журнал Первые рекламные агентства Афишные тумбы Коммивояжеры Товарные знаки
Во второй половине XIX века в Европе появился изобразительный плакат, как самостоятельный вид издания. Его возникновение и становление теснейшим образом было связано с бурным развитием капитализма, обострением торговой и промышленной конкуренции, интенсификацией общественной и культурной жизни. Особое развитие он получил во Франции, где над его созданием работали такие выдающиеся художники, как А.Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, П.Шере и другие.
Тогда же сформировались и основные черты изобразительного плаката: яркое декоративно- цветовое решение, обобщенность форм, образность и пр. Этим целям отвечала и тогдашняя техника его изготовления литография, хромолитография и автотипия, позволявшая выпускать красочные плакаты большими тиражами. С изобретением фотографии, и в особенности цветного изображения (80-е годы XIX века), возможности плаката расширились. В последующие годы широкому развитию рекламного плаката способствовал кинематограф.
Реклама Кока-колы Реклама велосипедной фабрики «Комио»
Афишная тумба
Коммивояжер разъезжал с образцами и пробами и принимал заказы.
Литература по теме 2_1: Джефкинс Ф. Реклама. М.: ЮНИТИ, с. Повелихина А.В., Ковтун Е.Ф. Российская живописная вывеска и художники авангарда. Л., Ромат Е.В. Реклама. Киев-Харьков: НВФ «Студент центр», Сальникова Е. Эстетика рекламы. М., 2002.
Лекция 2_1 завершена