Создание наднационального законодательства о конкуренции в рамках ТС и ЕЭП Татьяна Игнатовская Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» 1
Существующая правовая основа наднационального законодательства ЕЭП 2 Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 09 декабря 2010 года Иные соглашения ЕЭП – о регулировании деятельности естественных монополий, правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа, электроэнергетики, о государственных закупках Национальное законодательство России, Казахстана, Беларуси Правоприменительная практика Сторон, в том числе – Штаба по совместным расследованиям МСАП
Цели создания наднационального законодательства 3 формирование и проведение единой конкурентной политики, направленной на: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, свободы экономической деятельности эффективное функционирование товарных рынков на единой территории государств ТС гармонизацию законодательства о конкуренции недопущение негативного влияния на свободную торговлю
Сложности гармонизации – экономические аспекты 4 различный уровень экономического развития стран и заинтересованности в проведении интеграционных мероприятий различные темпы проведения экономических реформ, в том числе приватизации государственной собственности различная торговая политика в отношении третьих стран различная структура отраслей экономики, в том числе в секторах естественных монополий социально-экономическая нестабильность
Сложность гармонизации – правовые аспекты 5 правовые документы ЕЭП носят рамочный характер, отсутствуют конкретные нормы, имеющие прямое действие у государств-участников имеется различная трактовка отдельных норм (позиция Беларуси по ст. 6 Соглашения) различный уровень развития законодательства о конкуренции и практики его применения Беларусь фактически 10 лет не участвовала в проведении единой согласованной политики в рамках СНГ, а также в проводимых совместных расследованиях гармонизация законодательства о конкуренции требует изменения большого количества отраслевых норм и правил телекоммуникации, энергетика, торговля и т.д.
Гармонизация – почему опыт ЕС не может быть трафаретом для ЕЭП? 6 в момент объединения ЕС все 6 стран, подписавшие Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, находились на одинаковом уровне экономического развития, в том числе законодательства о конкуренции, и имели сходную структуру экономики Договор об учреждении Европейского экономического сообщества содержит нормы прямого действия, требующие имплементации в национальное законодательство процесс гармонизации в рамках ЕС имел более длительный период – только на формирование ТС ЕС ушло 12 лет
Гармонизация в рамках ЕЭП – отправная точка 7 Россия/Казахстан сближение законодательства о конкуренции в течение последних лет проведение совместных расследований в рамках Штаба на отраслевых рынках России и Казахстана Беларусь фактическое отсутствие конкуренции, законодательства о конкуренции и практики его применения в течение более 10 лет отсутствие независимого антимонопольного органа некоторая (порой вынужденная) активизация в сторону развития законодательства о конкуренции в последние 2 года
Последствия гармонизации законодательства о конкуренции для государств ЕЭП I 8 Россия/Казахстан продолжение сближения законодательства о конкуренции унификация практики применения законодательства о конкуренции расширение границ товарных рынков Беларусь – 2 пути развития пассивный сохранение существующего status quo приведет к неготовности белорусского бизнеса на равных участвовать в бизнес-процессах на общем рынке ЕЭП отсутствие практики применения законодательства о конкуренции лишит участников рынка способности не допускать нарушений законодательства о конкуренции на общем рынке ЕЭП и защищать свои интересы, в том числе при проведении расследований КТС
Последствия гармонизации законодательства о конкуренции для государств ЕЭП II 9 Беларусь – 2 пути развития проактивный реализация провозглашенных принципов либерализации экономики, свободного и равного доступа на товарные рынки активное участие в подготовке наднационального законодательства и работе межгосударственных объединений в сфере конкуренции создание независимого антимонопольного органа приватизация государственного сектора адвокатирование конкуренции проведение реальных расследований в отношении существующих ситуаций нарушения конкуренции и злоупотребления доминирующим (либо властным) положением
ул. Куйбышева, д. 16, 4-й этаж г. Минск, Республика Беларусь тeл./факс: | моб.: | | facebook.com/spplawfacebook.com/spplaw 10 «Степановский, Папакуль и партнёры» © Лицензия Министерства юстиции Республики Беларусь 02240/ действительна до 10 января 2012г. Рисунки Сергея Селецкого ©