Включение проектной и исследовательской деятельности в Образовательную программу ОУ в соответствии с ФГОС Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки образования МИОО, к.п.н., доцент, научный руководитель Педагогического сообщества учебного проектирования, автор курса «Проектная деятельность» для начальной школы
Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся в ОУ по ФГОС происходит на законных основаниях: В структуре основной образовательной программы Программа исследовательской и проектной деятельности (стр.34), которая (стр.49) «должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно- познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий.» В структуре основной образовательной программы Программа исследовательской и проектной деятельности (стр.34), которая (стр.49) «должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно- познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий.»
Самостоятельное проектная компетентность, Самостоятельное «нахождение путей разрешения проблемных вопросов» обеспечит проектная компетентность, которая означает – ученик может при наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения возникшей проблемы.__________________________________________________ Проектная компетентность складывается из знания технологии проектирования, знания технологии проектирования, проектных умений и проектных умений и опыта проектной деятельности опыта проектной деятельности
_____________________ «Проектная деятельность всегда возникает только там, где выявляется и формулируется конкретная проблема». – Е.С. Полат ___________________ - - _____________________ «Проектная деятельность всегда возникает только там, где выявляется и формулируется конкретная проблема». – Е.С. Полат ___________________ Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы: - готовность учащегося к проектной деятельности, - реальная мотивирующая к деятельности проблема, - четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения сформулированных задач При формировании проектной компетентности формируется готовность к проектной деятельности.
исследовательских задач. познавательных задач. задач. практической предметной деятельности задач. развития проектной деятельности задач. социальной направленности Проектная компетентность используется для решения задач. самоопределения и выбора поисковых задач. задач. профильного и предпрофильнго образования воспитательных задач. задач. организации досуга
Готовность учителя к проектной и исследовательской деятельности учащихся означает: проектную и исследовательскую компетентность учителя проектную и исследовательскую компетентность учителя владение учителем методом учебных проектов и исследований владение учителем методом учебных проектов и исследований умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач
Учебное проектирование в зависимости от готовности учителя и учащихся Уровень готов- ности учащихс я Самостоятельное внеурочное проектирование учащихся - недостаточное участие учителя Все формы Внеурочное Урочное Простейшее проектирование проектирования Фиктивное учебное проектирование - неблагоприятная ситуация Урочно- внеурочное проектировани е Недостаточная самостоятельнос ть учащихся - имитация проектирования 0.0 Уровень готовности учителя max
Формы учебного проектирования в образовательном процессе Курс «Проектная деятельность» для 2 – 4 классов. Курс «Проектная деятельность» для 5-7 классов Предпрофильное проектирование в 8-9 классах Профильное проектирование в классах Итоговая аттестация Общешкольные проекты Предметные урочные проекты Работа в НОУ Аттестация основного среднего образования
Программа исследовательской и проектной деятельности должна содержать: должна содержать: цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно-проблемной модели обучения; цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно-проблемной модели обучения; планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся; планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся; формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся; формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся; методику и инструментарий мониторинга выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ, методику и инструментарий мониторинга выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ, критерии их оценки и представления итоговых результатов. критерии их оценки и представления итоговых результатов.
Для обеспечения результата при составлении Программы необходимо представлять работу отдельного ученика по выполнению последовательно выстроенных учебных проектов и исследований в период обучения в школе так называемую индивидуальную цепочку, составляющую образовательную траекторию проектного обучения.
Образовательная траектория учащегося цепочка учебных проектов и исследований, цепочка учебных проектов и исследований, должна обладать следующими свойствами: соответствием проблем и задач проектов и исследований возрасту учащегося; соответствием проблем и задач проектов и исследований возрасту учащегося; содержанием проектов и исследований в рамках изученного к моменту выполнения или посильного для самостоятельного освоения содержанием проектов и исследований в рамках изученного к моменту выполнения или посильного для самостоятельного освоения постепенное развитие проектной и исследовательской компетенции постепенное развитие проектной и исследовательской компетенции соответствием образовательных результатов ФГОС соответствием образовательных результатов ФГОС
Уровни проектного обучения 1 уровень Формирование общеучебных умений и навыков для проектной деятельности 1 уровня сложности Формирование элементов проектной деятельности 1 уровня сложности Краткосрочные проекты с простыми групповыми взаимодействиями и индивидуальные Применение учащимся проектной деятельности для организации своего учения 2 уровень Формирование предметных умений как универсальных Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении 3 уровень Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач
Методическое обоснование Для составления корректной цепочки проектов и исследований необходимо составлять методическое описание каждого проекта и исследования, используя методический паспорт. Для составления корректной цепочки проектов и исследований необходимо составлять методическое описание каждого проекта и исследования, используя методический паспорт. Последовательности проектов и исследований учеников согласованно вписываются в программы урочных и внеурочных занятий с предметным и внепредметным содержанием. Последовательности проектов и исследований учеников согласованно вписываются в программы урочных и внеурочных занятий с предметным и внепредметным содержанием. В программе проектной и исследовательской деятельности Основной образовательной программы по ФГОС должны быть отражены цели и задачи всех цепочек, как общие, так и индивидуальные. В программе проектной и исследовательской деятельности Основной образовательной программы по ФГОС должны быть отражены цели и задачи всех цепочек, как общие, так и индивидуальные.
Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого выполненного проекта или исследования, добавлением в его портфолио знаков неформальной фиксации личных достижений ученика Рубежная оценка достижений ученика в проектном обучении должна фиксировать: поступательное развитие проектной компетентности, поступательное развитие проектной компетентности, соответствие полученных результатов поставленным в проекте или исследовании задачам, соответствие полученных результатов поставленным в проекте или исследовании задачам, проявление инициативы и творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы, проявление инициативы и творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы, полученные образовательные результаты, полученные образовательные результаты, рекомендации по решению нерешенных образовательных задач. рекомендации по решению нерешенных образовательных задач.
Для формирования проектной компетенции у младших школьников разработан курс «Проектная деятельность» для 2 – 4 классов. Он построен на системе заданий для организации специальной целенаправленной деятельности по освоению проектирования минимального уровня сложности. Шаг за шагом усложняя задания, в игровой форме мы помогаем учащимся освоить: планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения. Он построен на системе заданий для организации специальной целенаправленной деятельности по освоению проектирования минимального уровня сложности. Шаг за шагом усложняя задания, в игровой форме мы помогаем учащимся освоить: планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения. Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяется все более сложные и законченные действия и операции, и даже этапы в полном цикле проектирования. Курс проходит экспериментальную апробацию в 135 классах общеобразовательных школ Москвы, Кирова, Рязани, Московской, Калужской и Свердловской областях. Изданы: «Методическое пособие для учителя», Изданы: «Методическое пособие для учителя», «Рабочая тетрадь для ученика» и «Рабочая тетрадь для ученика» и «Раздаточный материал для работы учащихся в группах». «Раздаточный материал для работы учащихся в группах».