Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович
Тема Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Ключевые слова - правовая основа местного самоуправления; - нормы Конституции РФ о местном самоуправлении; -федеральное законодательство о местном самоуправлении; - особенности правового регулирования местного самоуправления в городах федерального значения, ЗАТО, наукоградах; - конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ в системе правового регулирования местного самоуправления ; - муниципальные правовые акты; - устав муниципального образования; - решения, принятые на референдуме и сходе граждан.
Основы местного самоуправления -это закрепленные и гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством наиболее важные, общие для всех уровней муниципальных образований базовые начала правового регулирования статуса местного самоуправления и его роли в механизм народовластия, территориального устройства, организационной структуры, форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления; финансово-экономического обеспечения местного самоуправления, а также иные предпосылки и условия, обеспечивающие реализацию населением и каждым гражданином права на осуществление местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Система основ местного самоуправления -правовая (конституционно-правовая) основа; -общественно-политическая основа (раскрывающая статус местного самоуправления как института гражданского общества и самостоятельной формы осуществления публичной власти); -территориальная основа; -организационная основа; -экономическая (финансово-экономическая) основа
Правовая основа местного самоуправления Составляют: -общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; -Конституция РФ; федеральные конституционные законы; -федеральный закон от г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ; -конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; -уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении Конституция РФ – важнейший, основополагающий правовой регулятор общественных отношений в РФ; Конституция РФ содержит базовые установления, касающиеся местного самоуправления; Анализ норм Конституции РФ позволяет выделить нормы как общего характера, устанавливающие общие начала местного самоуправления в государстве, так и нормы специального характера, непосредственно регулирующие вопросы организации местного самоуправления
Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении (продолжение) Характерные черты современной российской модели местного самоуправления (в соответствии с Конституцией РФ): -признаваемая Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя, формы осуществления народом своей власти, демократического института гражданского общества; -гарантируемая Конституцией РФ; -самостоятельная, т.е. самостоятельное решение населением вопросов местного значения; -осуществляется под свою ответственность; -осуществляется непосредственно населением; -исходит из интересов самого населения; -учитывает исторические и иные местные традиции.
Этапы развития федерального законодательства о местном самоуправлении Первый этап ( г.г.) – формируются законодательные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации Второй этап ( г.г.) – формируется система правового регулирования местного самоуправления Третий этап ( г.г.) – принятие Федерального закона от г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ставший основой для формирования нормативно-правовой базы о местном самоуправлении на федеральном, региональном, местном уровнях. Четвертый этап (2003 г.-по н.в) – принятие Федерального закона от г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является важнейшим источником муниципального права, правовой основой для дальнейшего развития и совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и муниципальных правовых актов
Характеристика Федерального закона от г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - включил в себя положения таких законопроектов, как «Об основах статуса выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации», «Об органах территориального общественного самоуправления» и др.; -новации в территориальной организации местного самоуправления (местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах, внутригородских территориях городов федерального значения); - для муниципального образования каждого типа Законом определен свой круг вопросов местного значения; -более полный перечень форм прямого волеизъявления граждан; -определена четкая система органов местного самоуправления и др.
Особенности правового регулирования местного самоуправления на отдельных территориях, специально определяемых в федеральном законодательстве В гл. 11 Федерального закона от г ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу территорий с особыми условиями организации местного самоуправления отнесены: А)внутригородские территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; Б)закрытые административно-территориальные образования; В)наукограды; Г)приграничные территории; Д)муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Особенности правового регулирования местного самоуправления на отдельных территориях, специально определяемых в федеральном законодательстве (продолжение) Правовое регулирование: А) ст. 79 Закона 131-ФЗ; Закон г. Москвы от г. 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москвы»; Закон Санкт-Петербурга от г. «О наименованиях муниципальных образований Санкт-Петербурга»; Б) ст.80 Закона 131-ФЗ; Закон РФ от г. «О закрытом административно-территориальном образовании»; В) ст. 81 Закона 131-ФЗ; Федеральный закон от г. 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»; Г) ст. 82 Закона 131-ФЗ; Закон РФ от г «О Государственной границе Российской Федерации»; Указ Президента от г. 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»; Д) ст Закона 131-ФЗ; Постановление Правительства РФ от г. 402 «Перечень районов Крайнего Севера…»
Роль федерального отраслевого законодательства в регулировании местного самоуправления -гл. 5 ч.1 Гражданского кодекса РФ «Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством»; -Ст. 11 Земельного кодекса РФ «Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений»; -Ст. 14 Жилищного кодекса РФ «Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений»; -Ст. 15 ч.1 Налогового кодекса РФ «Местные налоги» и др.
Конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ в системе правового регулирования местного самоуправления -Ст. 5 Конституции РФ предусматривает, что «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство»; -п. «н» ст.72 Конституции РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления»; -ст. 4 Закона 131-ФЗ к правовой основе местного самоуправления относит конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; - гл. 9 Устава города Москвы «Организация местного самоуправления в городе Москве;
Конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ в системе правового регулирования местного самоуправления (продолжение) -гл.8 «Местное самоуправление» Конституции Республики Башкортостан; -Закон «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» 2005 г.; -Закон «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» 2005 г.
Муниципальный правовой акт -это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее или изменяющее общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер
Система муниципальных правовых актов 1)Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2)Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3)Правовые акты главы муниципального образования и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования -акт высшей юридической силы с системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие, применяется на всей территории муниципального образования. Должны быть закреплены: -наименование муниципального образования; -перечень вопросов местного значения; -формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; -структура и порядок формирования органов местного самоуправления; -виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; -порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и др.
Порядок подготовки и принятия муниципальных правовых актов -Субъекты правотворческой инициативы в муниципальном образовании вносят проекты муниципальных правовых актов; -Муниципальные правовые акты по общему правилу вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования; -Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия предусматривается в порядке, установленном Законом 131-ФЗ.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан Виды решений: -принятые на референдуме; -принятые на сходе граждан. Особенности решений: -решения, принятые на местном референдуме, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления; -органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения;
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан (продолжение) -принятое на местном референдуме решение подлежит регистрации в органах местного самоуправления в установленном порядке; -принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке; -принятое на местном референдуме решение может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признания недействительным в судебном порядке; -решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения; -органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений схода в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения; -решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Правовые акты представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления Представительный орган местного самоуправления принимает: -решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования; -решения, определяющие вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования издает : -постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования или постановления и распоряжения местной администрации Глава местной администрации издает: -постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных переданных государственных полномочий организации работы местной администрации.
Б Л А Г О Д А Р Ю ЗА ВНИМАНИЕ! © Будаев А.М., © Высшая школа экономики, 2011.