Задание 1 1.Выполнить письменно. 2.По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями) ? Чупров Леонид.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальная мобильность Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная.
Advertisements

Обществознание Задания из ЕГЭ. Часть С. Выполнила: Болтунова Юлия ученица 11 класса А МОУ ФСОШ 2 c углублённым изучением отдельных предметов.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
ЕГЭ 2012 Первая часть : раскрытие смысла обществоведческого понятия Вторая часть : составить два предложения, содержащих информацию о том общественном.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Интеллектуальная игра За курс обществознания 8 класса Подготовила: Матвиенко Антонина Сергеевна.
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ) 1)представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Выполнила ученица 11-а класса МОУ СОШ2 КУРКУМГАЛИЕВА АЙНАГУЛЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ТРОФИМОВА Е.Д. Обществознание ЕГЭ.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
Урок- практикум по экономике 11 класс Учитель Исаенко Анна Владимировна.
Задание С 5: методические рекомендации. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
А 1. Деление общества на группы называется: 1) социальным перемещением 2) социальной дифференциацией 3) социальной адаптацией 4) социальным поведением.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Бортникова С.Л. Вводное занятие Подготовка к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 11 классов.
Транксрипт:

Задание 1 1.Выполнить письменно. 2.По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями) ? Чупров Леонид Александрович МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе могут быть указаны такие критерии социальной стратификации, как, например: 1)доход; 2)профессия; 3)доступ к власти Возможны иные правильные позиции. Правильно указаны два критерия, при отсутствии неверных позиций. 2 Правильно указан один критерий.1 Ответ неправильный ИЛИ при любом количестве правильно указанных критериев в ответе присутствуют неверные позиции. 0 Максимальный балл2 Назовите любые два критерия социальной стратификации. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе могут быть указаны следующие позиции: в современной РФ 1)имеется значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн. др.); 2)половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; 3)периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны. Возможны иные правильные позиции. На трех примерах показано наличие многопартийности политической системы в РФ.3 На двух примерах показано наличие многопартийности политической системы в РФ.2 На одном примере показано наличие многопартийности политической системы в РФ.1 Ответ неправильный.0 Максимальный балл3 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Ответ должен содержать следующие позиции: 1)утверждения о том, что имело место правонарушение; 2)три признака, например: было совершено действие (старшеклассник взял диск); действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку были нарушены нормы права (диск был взят без разрешения владельца, то есть в данном случае нарушено право собственности); подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции; подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство. Приведены правильное утверждение и три признака.3 Приведены правильное утверждение и два признака.2 Приведены правильное утверждение и один признак.1 Ответ неверный.0 Максимальный балл3 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе могут быть указаны проблемы: 1)ограниченность ресурсов; 2)возрастание разрыва между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами (проблема «Севера» и «Юга»); 3)демографическая проблема; 4)негативные последствия НТР. Правильно указаны две проблемы.2 Правильно указана одна проблема.1 Ответ неправильный.0 Максимальный балл2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должна быть 1) выписана фраза «А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти»; 2) указана суть основной экономической проблемы, например: «Ресурсы в экономике ограничены, а потребности людей безграничны». Правильно выписана фраза и указана суть основной экономической проблемы2 Правильно выписана фраза без указания сути основной экономической проблемы ИЛИ указана суть основной экономической проблемы, но не выписана нужная фраза текста 1 Ответ неправильный0 Максимальный балл2 Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть сделаны предположения, например: 1)современная наука вооружила человека средствами для глобальной преобразовательной деятельности; 2)благодаря НТР, человек в состоянии создавать сверхмощные средства, имеющие не только созидательную, но и разрушительную силу; 3)в результате НТР значительно расширились возможности удовлетворения потребностей людей; 4)почувствовав «вкус» к тому уровню жизни, который обеспечила НТР, люди продолжают увеличивать свои запросы; 5)многие из запросов, порожденных НТР, являются чрезмерными; 6)люди не всегда задумываются над тем, какие запросы и потребности являются чрезмерными; 7)бесконтрольное удовлетворение потребностей может причинять ущерб окружающей среде и самому человеку. Возможны иные правильные позиции. Приведены три предположения.3 Приведены два предположения.2 Приведено одно предположение.1 Ответ неправильный.0 Максимальный балл3 Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы 1. Дан отрицательный ответ и приведены аргументы, интерпретирующие устойчивые факторы отставания «слаборазвитых» стран от развитых, например: 1)ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях крайней ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни; 2)малая доля участия в мировом разделении труда; 3)традиционно сложившееся, устойчивое место в мировом разделении труда; 4)рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «слаборазвитых» стран. 2. Дан положительный ответ и приведены аргументы, отражающие возможности преодоления отсталости «слаборазвитых» стран, например: 1) растет участие «слаборазвитых» стран в мировом разделении труда; 2) в ряде «слаборазвитых» стран повышается эффективность сельскохозяйственного и промышленного производства; 3) предпринимаются меры по развитию системы образования и здравоохранения в ряде «слаборазвитых» стран и т.п. Могут быть приведены и иные имеющие основание аргументы Дан ответ и приведены два имеющих основания аргумента3 Дан ответ и приведен один имеющий основание аргумент2 Дан ответ, аргументы не приведены1 Ответ неправильный0 Максимальный балл3 Возможно ли, на ваш взгляд, преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1)Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2)Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3)Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2 Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.1 Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0 Максимальный балл4

Задание 2 1.Выполнить письменно. 2.По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями) ?

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина. Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба. Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела. Текст 2. Гражданство в Древнем Риме Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.

С1. Перечислите причины негативных форм отклоняющегося поведения человека. С2. Раскройте на примере суть правового регулирования рыночной экономики. С3. Верно ли суждение: Наука является единственной формой познания мира и человека? Свое мнение обоснуйте. С4. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме? C5. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах? С6. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме. С7. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

С8. Ниже приводится шесть высказываний известных людей. Выберите одно из них и напишите, как Вы понимаете поднятую автором проблему. В своем ответе используйте соответствующие понятия обществознания и приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». (Дж. Б. Шоу) «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности». (Н. Бердяев) «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». (Ж.-Ж. Руссо) «Право – это все то, что истинно и справедливо». (В. Гюго) «У искусства есть враг: имя ему – невежество». (Б. Джонсон) «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину». (И.В. Гете) НАШ САЙТ

Задание 3 1.Выполнить письменно. 2.По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями) ?

Социальная мобильность Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице); 2)названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная. Указана черта, названы два направления2 Указана черта, названо одно направление1 Названы одно-два направления без черты ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл2 Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности? Ответ: При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих ус ловий. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)названы два условия: стабильный период развития общества; структурная перестройка экономики; 2)дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. Может быть приведено другое объяснение. Названы два условия, и дано верное объяснение2 Названо одно условие, и дано верное объяснение1 Названы одно-два условия, объяснение не дано, ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»; 2)приведены три примера, допустим: человек, недавно переехавший жить в город из деревни; горожанин, работающий в деревне после окончания института; представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство. Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры. Дано определение, и приведены три примера3 Дано определение, и приведены два примера2 Дано определение, и приведен один пример, ИЛИ приведены три примера без определения 1 Дано определение без примеров, ИЛИ приведены один-два примера без определения, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл3 Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны быть указаны три проявления, например: отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни. Могут быть указаны другие проявления. Указаны три верных проявления3 Указаны два верных проявления2 Указано одно верное проявление1 Ответ неправильный0 Максимальный балл3

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)смысл понятия, например: многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть; 1)два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например: «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии». «Многопартийность – одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе». Могут быть составлены другие предложения. Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания 2 Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия 1 Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, ИЛИ ответ неправильный Максимальный балл2 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1)потепление климата приводит, например, к таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т. е. ставится под угрозу среда существования человечества; 2)от загрязнения атмосферы, почв и Мирового океана производственными и бытовыми отходами, страдает население всех стран и континентов; 3)истребление отдельных видов животных влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы; рост заболеваний, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой. Глобальный характер экологических проблем может быть раскрыт на других примерах. Глобальный характер экологических проблем раскрыт на трех примерах3 Глобальный характер экологических проблем раскрыт на двух примерах2 Глобальный характер экологических проблем раскрыт на одном примере1 Ответ неправильный0 Максимальный балл3 Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

C7 ГодРоссияСША 19919,6 млрд долл161 млрд долл 19946,0 млрд долл173 млрд долл Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) сформулированы выводы, например: государственное финансирование науки в России существенно отставало от США; в указанный период это отставание возрастало; в России в указанный период финансирование науки сокращалось; в США в указанный период финансирование науки увеличивалось; 2) дано объяснение, например: Россия предпринимает усилия для ускорения научно-технического прогресса; вложения в науку призваны повысить конкуренто­способность нашей страны в мире. Возможны иные правильные позиции. Сформулированы два вывода, и дано объяснение3 Сформулированы два вывода без объяснения, ИЛИ сформулирован один вывод, и дано объяснение 2 Сформулирован один вывод, ИЛИ дано объяснение 1 Ответ неправильный0 Максимальный балл3 Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг. Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок

Философия«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека). Социальная психология «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий). Экономика«В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков). Социология«Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев). Политология«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье). Правоведение«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение). Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1)представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2)раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3)аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2 Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне с аргументацией или без нее. 1 Проблема не раскрыта. ИЛИ дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0 Максимальный балл4