Русская культура второй половины XIX века..
План: 1.Литература 2.Живопись 3.Скульптура 4.Архитектура.
Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни на основе её критического восприятия.
«Губернские очерки». «История одного города». «Господа Головлёвы». М.Е. Салтыков – Щедрин ( ).
Ф. М. Достоевский (1821 – 1881). «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». «Идиот».
Л. Н. Толстой ( ). «Война и мир». «Анна Каренина». «Воскресение».
А. П. Чехов ( ). «Дама с собачкой». «Лошадиная фамилия».
«Отцы и дети». И. С. Тургенев (1818 – 1883).
Н. А. Некрасов ( ). «Кому на Руси жить хорошо».
В. Г. Перов ( ). «Сельский крестный ход на Пасхе». «Чаепитие в Мытищах». «Приезд гувернантки в купеческий дом». «Тройка».
Портрет А. Н. Островского 1871 год.
1863 – «Бунт 14». Артель художников (1870 Товарищество передвижных художественных выставок). Художники - передвижники: Н.Ге, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Перов, В.Васнецов, Н. Ярошенко, К. Савицкий. Теоретик передвижничества – И. Крамской.
И.Н Крамской (1837 – 1887). «Неизвестная». «Неутешное горе».
«Бурлаки на Волге». «Не ждали». « Отказ от исповеди». « Царевна Софья». «Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581 года». « Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И.Е Репин ( ).
Бурлаки на Волге.
Не ждали.
Отказ от исповеди.
Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».
Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
«Утро стрелецкой казни». « Покорение Сибири Ермаком». « Боярыня Морозова». В. Суриков ( ).
«Утро стрелецкой казни» эта картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения.
В. Васнецов ( ). «Алёнушка». «Витязь на распутье». «Богатыри». «После побоища Игоря Святосла- вовича с половцами».
Витязь на распутье.
Три богатыря.
После побоища Игоря Святославовича с половцами.
И. Шишкин ( ). «Рожь». « Рубка леса». «Сосновый бор».
« Грачи прилетели». А. Саврасов (1830 – 1897).
На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло- голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
А. Куинджи (1842 – 1910). «Украинская ночь». «Берёзовая роща». «Лунная ночь на Днепре».
М. Антокольский (1843 – 1902). «Иван Грозный». «Пётр I». «Ярослав Мудрый». «Ермак».
Иван Грозный.
М. О. Микешин. (1835 – 1896). «Тысячелетие России».
Эклектика – это смешение разных художественных стилей. А. И. Кракау (1817 – 1888). «Балтийский вокзал».