Ангел на шпиле - идея Трезини и был выполнен по его рисунку. Высота Ангела - 3,2 метра, а размах его крыльев составляет 3,8 метра.
Позолоченный латунный кораблик находится на высоте более 70 м, Его длина 192 см, высота 158 см, вес 65 кг 200 г. Кораблик трехмачтовый, с надутыми парусами, золочеными флагами и даже бойницами. Он напоминает парусные двухпалубные военные корабли XVIII-XIX вв.
Ростральная колонна (от лат. нос корабля) отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями. Традиция использовать в качестве элемента парадных сооружений ростры вражеских кораблей существовала в Древнем Риме и была возрождена в период позднего классицизма (ампира).
Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.
В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто встречаются русалки - девушки с рыбьим хвостом вместо ног. Разумеется, русалки жили в воде (в морях, а на Руси - и в речных омутах). Русалки часто использовались для украшения ростров, - так называется носовая оконечность корабля.
У подножия Ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Александровская колонна воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Характеристики Общая высота сооружения 47,5 м. Высота ствола колонны 25,6 м (12 саженей). Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина), Высота фигуры ангела 4,26 м, Высота креста 6,4 м (3 сажени). Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний 3,15 м (10 футов 6 дюймов). Размер постамента 6,3×6,3 м. Размеры барельефов 5,24×3,1 м. Размеры ограды 16,5×16,5 м Общий вес сооружения 704 тонны. Вес каменного ствола колонны т. Общий вес завершения колонны - 37 т. Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.
Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками
30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал «ура!». Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела.
Примечательно, что и установка колонны на пьедестал и открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября по новому стилю). Это не случайное совпадение: это день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт- Петербург, главный день празднования святого Александра Невского. Александр Невский небесный защитник города, поэтому ангел, взирающий с вершины Александровской колонны, всегда воспринимался прежде всего, как защитник и страж.
Петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. Эти страхи были основаны как на том обстоятельстве, что колонна не была закреплена. Для того, чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.