С ОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ Заседание Методического объединения преподавателей ГОУ НПО ПУ – 15 Декабрь 2010 г. Председатель МО– Корчагина Т.Г.
К ОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА. С ТАТЬЯ 28.2 ГЛАСИТ : Г ОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКИ ПРИНИМАЮТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОГО, ЧТОБЫ ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПОДДЕРЖИВАЛАСЬ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ, ОТРАЖАЮЩИХ УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА И В СООТВЕТСТВИИ С НАСТОЯЩЕЙ К ОНВЕНЦИЕЙ. К ОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. П. 2.1: Д ОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЗНАЧАЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ : ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ, ГАРАНТИРУЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
П СИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Стиль педагогического общения учителя (преподавателя) с обучающимися. Степень реализации учителем (преподавателем) индивидуального подхода к обучающимся. Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям обучающихся. Личностные и психологические особенности учителя (преподавателя), его характера и эмоциональных проявлений (отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями) Состояние здоровья учителя (преподавателя), его образ жизни и отношение к своему здоровью Обремененность учителя (преподавателя) своими проблемами и его способность к переключению Профессиональная подготовленность учителя (преподавателя) по вопросам здоровьесбережения обучающихся
О СНОВНОЙ ФОРМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УРОК. И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО : УРОК КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА СОЗДАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ И ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. О ДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ ( ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ): организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта обучающихся на уроке.
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort поддержка, укрепление (Этимологический словарь Н.М. Шанский). Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов). Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Р ЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В КЛАССЕ ( ПСИХОЛОГ - ГУМАНИСТ К АРЛ Р ОДЖЕРС ): С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель (преподаватель) должен демонстрировать обучающимся свое полное к ним доверие. Он должен помогать обучающимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучающимся в отдельности. Он должен всегда исходить из того, что у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению. Он должен выступать для обучающихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого обучающегося. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. Он должен быть активным участником группового взаимодействия. Он должен открыто выражать группе свои чувства. Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого обучающегося. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
З ОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения педагога при опосредованном способе воздействия. Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. («Эффект Пигмалиона») Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижают напряжение в общении.
П ОМНИТЕ : В первую очередь мы учителя (преподаватели) не отдельных предметов (физики, математики, литературы, биологии и…), мы - учителя детей. Мы не единственный источник знаний. В учебном заведении мы лишь для того, чтобы руководить (направлять) процессом обучения. А поэтому в своей работе мы обязаны использовать разные подходы к обучению, учитывать разнообразие стилей восприятия нового материала. Мы просто обязаны верить в каждого обучающегося, в его потенциал, в то, что каждый из наших детей может учиться и научиться, развить свои способности. Мы должны быть готовы сказать нашим обучающимся: «Я не знаю, давайте узнаем вместе». Мы должны постоянно работать над повышением своего образовательного уровня, над расширением кругозора. И надо показывать детям, что мы тоже учимся каждый день: читаем интересные книги, посещаем различные курсы, библиотеки, театры… Организуя учебное время обучающихся, уделять равное внимание не только теории и практике, но и отношению обучающихся.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью. Систематически осуществлять контроль знаний. Набраться терпения и, если необходимо, несколько раз объяснить материал, который обучающимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения. Разнообразить методы и формы обучения. Активнее использовать приём поощрения обучающихся за удачный ответ и поиск решений. Помнить о том, что от эмоционального состояния Ваших учеников зависит и результативность Вашей системы.
«В СЁ, ЧТО ПЕРЕСТАЁТ УДАВАТЬСЯ, ПЕРЕСТАЁТ И ПРИВЛЕКАТЬ » Ф РАНСУА ДЕ Л АРОШФУКО Алгоритм создания ситуации успеха 1. Снятие страха «Мы все пробуем и ищем, только так может что- то получиться» «Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения» 2. Авансирование успешного результата «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» «У Вас обязательно получиться» 3. Скрытое инструктирование ученика «Возможно лучше всего начать с…» « Выполняя работу, не забудьте о…» 4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость) «Без твоей помощи…» 5. Персональная исключительность «Только ты и мог бы…» «Только тебе, я и могу доверить…» « Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» 6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение «Так хочется поскорее увидеть…» 7. Высокая оценка детали « Тебе особенно удалось то объяснение…» «Больше всего мне в твоей работе понравилось..»
«Если ребёнка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее» Доктор педагогических наук Белкин