«Трудные» дети.
«Не рождаются трудными дети – просто им вовремя не помогли…»
Причины отклонений в поведении ребенка. политическая, социально-экономическая, экологическая нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, изменение в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов.
Кто такие «трудные»? «Трудные» - это обширная категория детей, демонстрирующих отклонение в личностном развитии, нарушение характера и поведения. Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. В число «трудных» попадают дети неподдающиеся воздействию, неуспевающие и недисциплинированные, школьники, с которыми взрослым трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений.
Три категории «трудных» детей: 1. Ребенок, с которым трудно везде. 2. С ребенком не трудно дома, но трудно с ним его окружению. 3. Ребенок, которому самому трудно.
Три основных фактора трудности школьников : 1) педагогическая запущенность; 2) социальная запущенность; 3) отклонения в состоянии здоровья.
Причины трудности ребёнка. Причина первая - борьба за внимание. Причина вторая - борьба за самоутверждение. Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой. Причина четвёртая - желание мщения.
Свободное время за учебную неделю «Трудных» - 49,2 часа Успешно успевающих - 13,2 часа
Педагогический практикум Уважаемый учитель! Вам предстоит провести урок в классе, где учатся 8 ребят: Ослик Иа, Мальвина, Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино, Пеппи, Шерхан. На уроке Вам надо установить учебную дисциплину. Спросить на оценку ослика, Карлсона и Пеппи. Тема урока: «Решение задачи в 2 действия»
Педагогический практикум Уважаемый учитель! Вам предстоит провести урок в классе, где учатся 8 ребят: Ослик Иа, Мальвина, Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино, Пеппи, Шерхан. На уроке Вам надо установить учебную дисциплину. Спросить на оценку Чиполлино, Мальвину и Шерхана. Тема урока: «Составление рассказа по картинке»
Педагогический практикум Уважаемый учитель! Вам предстоит провести урок в классе, где учатся 8 ребят: Ослик Иа, Мальвина, Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино, Пеппи, Шерхан. На уроке Вам надо установить учебную дисциплину. Спросить на оценку Буратино, Незнайку и Мальвину. Тема урока: «Слова-антонимы»
Ослик Иа замкнутый, застенчивый, отказывается отвечать у доски
Буратино ленивый, невниматель- ный мальчик со средними способностями
Карлсон гиперактивный, инфантильный второгодник с преобладанием игровой активности
Незнайка гиперактивный выскочка с низкими способностями и высокой учебной мотивацией
Чиполлино мальчик с организаторскими способностями, любит спорить и отстаивать свою точку зрения
Пеппи Длинный чулок активная девочка, выдумщица и фантазёрка с низкой учебной мотивацией и организатор- скими способностями
Шерхан хорошие способности, низкая учебная мотивация, сильный, злой, не имеет друзей, стремится к лидерству
Мальвина девочка- отличница, любит отвечать, хочет показывать свои знания
Задачи и функции процесса перевоспитания «трудного» ребенка. Восстановительная или созидательная Компенсирующая Стимулирующая Исправительная
Примерный алгоритм «Ситуации успеха » АТМОСФЕРА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ Снятие страха. Высокая мотивация к сотрудничеству. Авансирование доверия. Скрытая инструкция. Персональная исключительность. Социально-педагогическое внушение. Высокая оценка поведения.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми Ученик должен занимать место на первых партах или в середине класса Ученик должен сидеть с учеником рефлексивного типа или один и подальше от других импульсивных учеников Работать с ребенком лучше в начале урока Делить работу на более короткие и более частые периоды Использовать физкультминутки Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции Использовать гибкую систему поощрения и наказания Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее Давать постоянные или временные поручения Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества
Рекомендации по работе с тревожными детьми Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость Не сравнивайте ребёнка с окружающими Используйте физкультминутки Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что Обращайтесь к ребёнку по имени Демонстрируйте образцы уверенного поведения Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний Наказания не должны унижать ребёнка Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети
Вывод: Единство требований в работе и общении с детьми как в школе, так и дома; Акцент на подавление в «трудном» ребенке стремления к негативному поведению; Модифицирование условий среды, вызывающих девиантное поведение; Постоянная поддержка и стимулирование позитивного поведения ребенка; Сведение к минимуму предупредительно-карательных мер.
«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем»
Уважаемые коллеги! Благодарю вас за активное участие в работе. Желаю вам благополучия, здоровья, творческого удовлетворения от работы. Социальный педагог МБОУ СОШ 1 г. Михайловка Прасол Елена Владимировна