(с) Завьялова О.А., 2013 Использование дистанционных образовательных технологий в высшем образовании: реалии и перспективы (на примере Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет») ЗАВЬЯЛОВА Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, руководитель центра дистанционного обучения Шуйского филиала «Ивановский государственный университет» Skype: ooolga30 Блог: Сайт:
(с) Завьялова О.А., 2013 Преимущества ДО для вуза: Увеличение числа обучающихся Снижение расходов на обеспечение образовательного процесса жители других областей и стран Люди с ограниченными возможностями передвижения
(с) Завьялова О.А., 2013 Преимущества ДО для студента: дополнительное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций индивидуализация обучения, индивидуальное расписание занятий обучение без отрыва от дома, от работы доступная стоимость обучения
Нормативно-правовое обеспечение дистанционного образования Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Ст.16, Закон об образовании, (с) Завьялова О.А., 2013
Направления реализации ДО в ШФ ИвГУ Заочное обучение (ст.Азовская) – студенты 1 и 2 курса СГФ и ФПП (порядка 100 человек) Курсы повышения квалификации – 72 ч. и 108 ч. (порядка 30 курсов) Дистанционные курсы переподготовки – 520 ч. (2 направления) Обучение магистрантов (1 и 2 курс, 5 дисциплин) и студентов
(с) Завьялова О.А., 2013 Что такое дистанционные образовательные технологии? - Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 28 февраля 2012 года 11-ФЗ
Используемые технологии Ресурсы Веб 2.0 Сайты Группы Блоги Е-mail Форумы Вебинары (с) Завьялова О.А., 2013
Сайт центра дистанционного обучения - (с) Завьялова О.А., 2013
Гугл-группы рассылки заданий (с) Завьялова О.А., 2013
Форумы ШГПУ (с) Завьялова О.А., 2013
Кафедры, реализующие ДО в заочном обучении Кафедра информационных систем и технологий Кафедра русского языка и методики обучения Кафедра социальной педагогики и акмеологии Кафедра математики, физики и методики обучения Кафедра истории и права Кафедра общей педагогики Кафедра педагогики и психологии детства Кафедра психологии Кафедра экономики и менеджмента Кафедра философии и религиоведения (с) Завьялова О.А., 2013
Курсы повышения квалификации (с) Завьялова О.А., 2013 Серии: Готовимся работать по ФГОС Специалист Профессиональный рост ИКТ-компетентность педагогов
Курсы профессиональной переподготовки (520 часов) Дошкольная педагогика и психология Менеджмент и управление персоналом в образовании Разработаны программы, включающие электронные учебники, учебное видео, презентации, проектные задания, тесты Обучены группы 15 человек из Сургутского района Тюменской области (с) Завьялова О.А., 2013
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) (Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – 69 с. Терминология (с) Завьялова О.А., 2013
Очное обучение - полноценный учебный процесс Диалог, полилог (с) Завьялова О.А., 2013
Дистанционное обучение (ДО) - полноценный учебный процесс Диалог, полилог (с) Завьялова О.А., 2013
Персональная образовательная среда преподавателя (с) Завьялова О.А., 2013
Сайты преподавателей магистратуры (с) Завьялова О.А., 2013
Персональная учебная среда студента (с) Завьялова О.А., 2013
Польза от ДО по мнению преподавателей: выбор оптимального режима работы (по времени, условиям, использованию ИКТ); систематизация учебного материала и контроля при разработке дистанционного курса; сочетание научной и педагогической деятельности; дополнительный заработок за счет расширения круга обучающихся. (с) Завьялова О.А., 2013
Проблемы педагогов Подготовка качественного дистанционного курса требует большого количества времени Нет мотивации к внедрению дистанционного обучения Количество часов не зависит от формы взаимодействия со студентами Нет навыков работы в форуме и чате (с) Завьялова О.А., 2013
Не определены должностные обязанности преподавателей ДО; требования к знаниям преподавателей ДО; требования к квалификации преподавателей ДО; Проблемы понимания требований к преподавателям ДО Затрудняет развитие ДО в образовательных учреждениях России (с) Завьялова О.А., 2013
Проблемы организации ДО студентов заочного отделения Ограничено общение «педагог – студент» Нет автоматического отслеживания деятельности студентов и педагогов Педагоги переносят методику очного обучения без адаптации в дистанционную форму взаимодействия (конспекты, рефераты, вопросы) (с) Завьялова О.А., 2013
Планы и перспективы Переход на использование СДО Moodle (на базе площадки ИвГУ) в заочном обучении Повышение квалификации преподавателей вуза в области использования ДОТ Научно-экспериментальная деятельность по использованию ДОТ в учебном процессе с целью повышения его качества Расширение тематики курсов повышения квалификации и их продвижение (с) Завьялова О.А., 2013
Спасибо за внимание! (с) Завьялова О.А., 2013