© 2010 Grant ThorntonВнимательность, персональная ответственность, качество, креативность ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ Старший консультант отдела проектного финансирования ЗАО "Грант Торнтон" Елена Карпус Москва, 26 мая 2010
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 2 Содержание 1. Контракты жизненного цикла 2. Применение контрактов жизненного цикла 3. Проекты КЖЦ в транспортной отрасли 4. Пример использования КЖЦ для реализации проекта по развитию сети ВСМ в Португалии 6. КЖЦ и Концессия. Отличия и особенности. 7. Перспективы реализации проектов КЖЦ в РФ 5. Финансирование проектов КЖЦ
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 3 КЖЦ что это? Контракты жизненного цикла – Life Cycle contracts, DBFM, контракт на поставку сервиса, Концессия (ряд европейских стран) Контракты жизненного цикла между Государственным и Частным партнером: Частный партнер проектирует, строит, финансирует и эксплуатирует объект инфраструктуры. Услуги инфраструктуры у частного партнера покупает государство. Государство может также брать на себя часть рисков, связанных с финансированием строительства объекта. Риски спроса полностью перекладываются на государство. Частный партнер Строительство Финансирование Эксплуатация объекта Проектирование Государственный партнер Покупка сервиса инфраструктуры, платежи за доступность Государственная поддержка на стадии строительства КЖЦ
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 4 Как применяются Контракты жизненного цикла КЖЦ применяются для структурирования частей проекта или проекта полностью в следующих областях: Инфраструктура (КЖЦ) Использование инфраструктуры конечными пользователями Инфраструктура (КЖЦ) Пользование услугами конечными пользователями Оказание конечных услуг населению на базе качественного объекта инфраструктуры Объекты транспортной инфраструктуры: Автомобильные дороги, железные дороги и т.д. Транспортный сектор, Образование, медицина
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 5 Проекты КЖЦ в транспортной отрасли Среди последних проектов, достигших финансового закрытия или находящихся на стадии подготовки к закрытию (высокоскоростные железные дороги): строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (далее - ВСМ) в Португалии Лиссабон- Мадрид (участки Poceirão-Caia и Lisbon-Poceirão), во Франции на направлениях Тур – Бордо, Ренн – Ле Манн, а также высокоскоростной участок железной дороги Амстердам (Нидерланды) – Брюссель (Бельгия). Крупнейший в России КЖЦ-проект – строительство Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге (выбран победитель конкурса – подготовка к коммерческому закрытию).
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 6 Пример использования КЖЦ для реализации проекта по развитию высокоскоростной железнодорожной сети в Португалии Государство: Функции контроля движения и пропускной способности ВСМ КЖЦ 6: Телекоммуникации/ сигналы КЖЦ 1 Верхнее и нижнее строение пути КЖЦ 2 Верхнее и нижнее строение пути КЖЦ 3 Верхнее и нижнее строение пути КЖЦ 4 Верхнее и нижнее строение пути КЖЦ 5 Верхнее и нижнее строение пути Перевозчики Создание и содержание инфраструктуры Эксплуатация и управление эксплуатацией инфраструктуры КЖЦ использованы для создания и поддержание инфраструктуры ВСМ. Отдельно вынесен контракт на развитие создание и поддержание телекоммуникационной и сигнальной инфраструктуры, в связи со специфическими техническими рисками, а также коротким жизненным циклом телекоммуникационных технологий (10-15 лет). Риски согласования технических стандартов между КЖЦ(1-5)и КЖЦ 6 берет на себя Государство.
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 7 Финансирование КЖЦ проектов Структура финансирования для части проектов ВСМ: Poceirão-Caia: государство –12%, Европейский союз – 39%, частный партнер – 49%; Тур – Бордо (Франция): государство – 50%, частный партнер – 50%; Ренн – Ле Ман (Франция): государство и региональные власти – 58%, RFF – 30%, частный партнер – 12%; Амстердам (Нидерланды) – Брюссель (Бельгия): государство – 85%, частный партнер – 15%. Крупнейший российский КЖЦ-проект – строительство Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге, в настоящий момент находящийся на стадии подготовки к коммерческому закрытию, более чем на 50% будет профинансирован из средств государственного партнера (по данным конкурсной документации): Инвестиционный фонд РФ – 33%, Администрация Санкт-Петербурга – 33%, частный партнер – 33%.
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 8 КЖЦ и Концессия. Отличия и особенности КЖЦ – договор на предоставление услуг Частным партнером государству за определенную плату. Клиент – государственный партнер. Необходимо структурировать платежи на доступность в виде оплаты услуг, а не компенсации расходов, как это происходит в Концессии. Также необходим механизм долгосрочного бюджетирования государством платежей по КЖЦ. Концессия –договор, при котором оказание услуг происходит конечным пользователям. Клиенты по данному договору – пользователи. 1. Для финансирующих организаций важна возможность залога прав по соглашению, регресса, в том числе замены лица по концессионному соглашению на всех этапах проекта. Особенно важным становятся наличие данных условий на стадии проектирования и строительства. Риски на стадии проектирования и строительства Фондирование проекта 2. Снижение рисков на стадии проектирования и строительства посредством введения института независимого инженера. 3. Гармонизация российских технических требований и стандартов с европейскими, что сделает возможным более широко применять новые технологии. Участие в конкурсе: Высокие временные и финансовые затраты на участие в конкурсе. Необходимы меры по компенсации затрат участников конкурса. Так как в КЖЦ схеме еще большая зависимость Частного партнера от Государственного, требуется введение процедуры досудебной выплаты компенсаций, связанных с неисполнением обязательств участниками схемы. Требуется разработка механизма бюджетирования условных обязательств государства. Участие в конкурсе Реализация проекта
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 9 Перспективы реализации проектов КЖЦ в РФ Контакты жизненного цикла могут стать заменой традиционным контрактам на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. В следующих сферах: - транспорт; - здравоохранение; - образование; - культурные объекты и т.д. Для развития практики применения КЖЦ необходима существенная доработка законодательства, в том числе Концессионного.
Применение КЖЦ для развития объектов инфраструктуры Внимательность, персональная ответственность, качество, креативность 10 Контакты Елена Карпус Старший консультант, Проектное финансирование T: +7 (495) Ф: +7 (495) E: