1 © ОАО «Российские космические системы» Щелчок правит образец заголовка Состояние и перспективы развития системы ГЛОНАСС Генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы», генеральный конструктор системы ГЛОНАСС, доктор технических наук, профессор Юрий Матэвич Урличич Генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы», генеральный конструктор системы ГЛОНАСС, доктор технических наук, профессор Юрий Матэвич Урличич
2 © ОАО «Российские космические системы» ФЦП «Глобальная навигационная система» - Основная задача Программы выполнена - Система ГЛОНАСС получила мировое признание - Россия (наряду с США) обладает реальным стратегическим глобальным средством решения координатно-временных и навигационных задач в интересах всех категорий потребителей - Основная задача Программы выполнена - Система ГЛОНАСС получила мировое признание - Россия (наряду с США) обладает реальным стратегическим глобальным средством решения координатно-временных и навигационных задач в интересах всех категорий потребителей «… К концу прошлого года мы сумели развернуть штатную орбитальную группировку: глобальная навигационная система состоялась... это большой, хороший результат. По сути, в мире это вторая такая глобальная система после американской GPS. За последние пять лет точность ГЛОНАСС улучшена на порядок – с 35 метров до 2,8 метров. У GPS пока чуть-чуть получше, но уже абсолютно сопоставимые параметры…» В.В. Путин Заседание президиума Правительства Российской Федерации «… К концу прошлого года мы сумели развернуть штатную орбитальную группировку: глобальная навигационная система состоялась... это большой, хороший результат. По сути, в мире это вторая такая глобальная система после американской GPS. За последние пять лет точность ГЛОНАСС улучшена на порядок – с 35 метров до 2,8 метров. У GPS пока чуть-чуть получше, но уже абсолютно сопоставимые параметры…» В.В. Путин Заседание президиума Правительства Российской Федерации
3 © ОАО «Российские космические системы» Система ГЛОНАСС является навигационной системой двойного назначения, обеспечивает решение навигационных и координатно-временных задач в интересах как гражданских, так и специальных потребителей Поддержание системы ГЛОНАСС с гарантированными характеристиками навигационного поля на конкурентоспособном уровне Улучшение тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС с целью обеспечения ее паритета с зарубежными системами, лидирующих позиций Российской Федерации в области спутниковой навигации Обеспечение использования системы ГЛОНАСС как на территории Российской Федерации, так и за рубежом (Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на годы» утверждена Постановлением Правительство Российской Федерации ) Федеральная целевая программа на период гг. является основой для поддержания, развития и эффективного использования системы ГЛОНАСС ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на годы»
4 © ОАО «Российские космические системы» Состав системы ГЛОНАСС Наземный комплекс управления Ракетно-космические комплексы Орбитальная группировка навигационных КА Космический комплекс ГЛОНАСС Средства фундаментального обеспечения системы ГЛОНАСС Комплекс аппаратуры потребителей навигационной и временной информации гражданского назначения Click to add Title Комплекс средств уточнения фундаментальных астрономических и геодезических параметров Комплекс средств определения и прогнозирования параметров вращения Земли Комплекс средств формирования UTC (SU) Система апостериорного высокоточного определения эфемерид и временных поправок Комплекс функциональных дополнений системы ГЛОНАСС Click to add Title Широкозонная система дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) Click to add Title Комплекс средств обеспечения взаимодополняемости СДКМ с наземными радиотехническими средствами Click to add Title Региональные и локальные дифференциальные системы Глобальная навигационная система ГЛОНАСС ОАО «Российские космические системы» - головная организация по созданию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС
5 © ОАО «Российские космические системы» Развитие спутниковых навигационных систем Система ГЛОНАСС развивается непрерывно Пользователи
6 © ОАО «Российские космические системы» Особенности построения глобальных навигационных спутниковых систем ОГ - 30 КА - СО EGNOS 3КА - ГСОWAAS - 4 КА - ГСО США ЕCЕC ОГ - 27* (3**) - СО КНР 5 КА - ГСНО 5 КА - ГСО ОГ - 1 (27*) КА - СО IRIDUM - 66 КА - НО РФ ОГ - 24 (6**) КА - СО СДКМ - 1 (3*) КА - ГСО * – планируется** – резервпрорабатывается использование Погрешность, м 6,0 3,0 1,0 0,1 3,6 10,0 Достижение высокой точности обеспечивается созданием функциональных дополнений 9,0 COMPASS - M, G, I Galileo Galileo + EGNOS GPS GPS + WAAS GPS + WAAS + Iridium ГЛОНАСС с модернизированным НКУ ГЛОНАСС + СДКМ
7 © ОАО «Российские космические системы» Мировые тенденции развития глобальных навигационных спутниковых систем Глобальная среднеорбитальная группировка Региональная высокоорбитальная группировка Функциональные дополнения Ассистирующие системы Погрешность навигационных определений - в абсолютном режиме 0.6 м - при использовании функциональных дополнений 0.06 м Погрешность навигационных определений - в абсолютном режиме 0.6 м - при использовании функциональных дополнений 0.06 м Доступность навигационных услуг в плотной городской застройке 95% времени Предупреждение о нарушении целостности при заходе на посадку и маневрировании в портах Навигации в закрытых помещениях, подводных и подземных пространствах 1. Гарантированное качество навигационных услуг за счёт увеличения количества навигационных КА в составе ОГ свыше минимально необходимого при условии их оптимального размещения 2. Создание (использование) дополняющих и ассистирующих систем с целью предоставления высококачественных навигационных услуг Мировой уровень навигационных услуг
8 © ОАО «Российские космические системы» КА системы ГЛОНАСС КА «Глонасс»КА «Глонасс-М»КА «Глонасс-К1»КА «Глогасс-К2» ГСАС 3 годаГСАС 7 летГСАС 10 лет Нестабильность БСУ – 5* Нестабильность БСУ – 1* Нестабильность БСУ - 5* Нестабильность БСУ - 1* Сигналы: L1SF, L2SF, L1OF Сигналы: КА «Глонасс» + L2OF Сигналы: КА «Глонасс-M» + L3OC– тест Сигналы: КА «Глонасс-M» + L1OC, L3OC, L1SC, L2SC Конструктивная особенность КА - Негерметичность Дополнительная функция: – Ретрансляция сигналов системы «Коспас- Сарсат» Проводятся летные испытания Всего в составе ОГ 31 КА используются по ЦН24 КА на исследовании2 КА орбитальный резерв4 КА по программе летных испытаний (КА «Глонасс-К1») 1 КА
9 © ОАО «Российские космические системы» Улучшение характеристик системы ГЛОНАСС Завершение модернизации и ввод в эксплуатацию НКУ системы ГЛОНАСС Повышение точности навигационно-временных определений Завершение испытаний и ввод в эксплуатацию космического сегмента СДКМ на базе КА «Луч-5А» и «Луч-5Б» Повышение точности навигационно-временных определений Внедрение сигнала L3OC с кодовым разделением на КА «Глонасс-М» Повышение помехозащищенности и точности навигационно-временных определений Эфемеридно - временное обеспечение более 24 КА (до 30 КА) средствами модернизированного НКУ системы ГЛОНАСС Эффективное использование КА орбитального резерва Развертывание сети измерительных средств за рубежом Повышение точности навигационно-временных определений Модернизация орбитального построения системы ГЛОНАСС, обеспечивающая эффективное использование по целевому назначению более 24 КА Повышение точности навигационно-временных определений, доступности в условиях городской застройки
10 © ОАО «Российские космические системы» Практическое использование системы ГЛОНАСС Производство ВВСТ Обеспечение правопорядка МЧС Мониторинг сооружений, строительство Обеспечение безопасности Синхронизация систем связи и электроэнергетики Геоинформационные системы Геодезия и картография Научная деятельность Защита окружающей среды Сельское хозяйство Перевозка грузов Туризм Личный автотранспорт Страхование Охранно-поисковые системы Тревожная кнопка Услуги массового применения Транспорт Перевозка пассажиров Железнодорожный транспорт Авиация Морской и речной флот ГЛОНАСС – главное ИКТ событие 2011 года в России («CNews»)
11 © ОАО «Российские космические системы» Персональная навигация и транспорт - самые крупные и быстрорастущие сегменты рынка спутниковой навигации Практически все лидирующие на рынке смартфонов компании декларируют в 2012 г. поддержку своими «топовыми» моделями сервисов GPS/ГЛОНАСС Qualcomm MDM6610 MSM8255(S2)MSM8260(S3) MSM7230(S2)MSM7630(S2)MSM8655(S2) APQ8060(S3) BCM47511BCM2076 APQ8064(S4)APQ8055(S2) MSM8660(S3) Apple
12 © ОАО «Российские космические системы» Преимущества совместного использования систем ГЛОНАСС и GPS 9 августа 2011 проводилось тестирование автомобильной навигации в районе города Даллас, США, с плотной застройкой высотными зданиями Трек только с GPS (видно от 4 до 6 спутников) Трек с GPS/ГЛОНАСС (видно от 8 до 12 спутников) При испытании в сентябре 2011 года чипов Qualcomm на улицах Нью-Йорка с высотными зданиями при первичном включении устройство «видело» только 2-ва спутника GPS. Однако после установки галочки, напротив пункта меню «использовать ГЛОНАСС» число видимых спутников увеличилось и местоположение было моментально определено Sony добавила поддержку навигационной системы ГЛОНАСС в свою последнюю линейку Android- коммуникаторов и объявила, что совместное использование ГЛОНАСС и GPS улучшает точность позиционирования на 50% в условиях городской застройки GPS ГЛОНАСС + GPS
13 © ОАО «Российские космические системы» Создание системы «Социальный ГЛОНАСС» Проект направлен на: повышение качества жизни и обеспечение безопасности слабозащищенных групп населения на основе использования современных навигационно-информационных технологий обеспечение доступа к услугам для лиц с ограниченными возможностями повышение оперативности информационного обеспечения служб медицинской, социальной помощи, служб экстренного реагирования Проект рассмотрен и одобрен на научно-практической конференции в Общественной палате Российской Федерации и прошел комплексную экспертизу в Агентстве стратегических инициатив и поддерживается направлением «Социальные проекты»
14 © ОАО «Российские космические системы» Формирование технологических экосистем позволяет лидерам развивать инновации за счет усилий и рисков сторонних разработчиков От решения к технологической экосистеме От услуги к решению «под ключ» От системы к услуге От прибора к системе Apple Nokia Samsung Sony LG НАВИС ГеоСтар … Garmin Lexand Explay Digma Prology … Сегодня на рынке конкурируют не продукты и сервисы, а технологические экосистемы
15 © ОАО «Российские космические системы» Интеграция глобальных навигационных спутниковых систем Интеграция ГНСС (совместимость, взаимодополняемость,…) является одной из основных целей международного сотрудничества по спутниковой навигации. Уровни интеграции ГНСС ОГ GPS Средний PDOP = 1,59 (Р= 0,95) Доступность = 1,0 Средний PDOP = 1,13 (Р= 0,95) Доступность = 1,0 ОГ ГЛОНАСС+GPS Взаимозаменяемость Взаимодополняемость Совместимость Единая мировая ГНСС РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМНОЕ СОГЛАСИЕ ВСЕОБЩЕЕ СОГЛАСИЕ Единая мировая ГНСС
16 © ОАО «Российские космические системы» Щелчок правит образец заголовка