United Nations Economic Commission for Europe Statistical Division Статистика цен Вызовы, стоящие перед статистикой экономики семинар Тегеран, Иран ноябрь 2008 Презентация Карстена Болдсена Хансена, ЕЭКООН
UNECE Statistical Division Slide 2November 2008 Обзор 1.Основные виды индексов цен 2.Образование индексов цен 3.Расчет простых индексов 4.Недостающие цены, сезонные продукты и изменения качества 5.Основные концепции ИПЦ и меры 6.Международные рекомендации 7.Вызовы будущего для ИПЦ
UNECE Statistical Division Slide 3November Основные виды индексов цен Индексы потребительских цен Индексы цен производителя Индексы экспортных и импортных цен Индексы отраслевых цен
UNECE Statistical Division Slide 4November Основные виды индексов цен Индексы потребительских цен (ИПЦ) Мера изменения средних цен на товары и услуги, приобретаемые домохозяйствами для потребления Используется для различных целей: - Измерение общей инфляции; - Компенсация – т.e. индексация зарплат, пенсий, перемещения доходов; - Индексация контрактов; - Дефляция других экономических статданных Привлекает широкий интерес со стороны многих групп пользователей
UNECE Statistical Division Slide 5November Основные виды индексов цен Индексы цен производителя (ИЦП) Выходные ИЦП измеряют изменения цен на продукты (товары и услуги), реализуемые производственным сектором Входные ИЦП измеряют изменения цен на продукты, приобретаемые производственным сектором в качестве промежуточных затрат Используются для различных целей: - Измерение инфляции в производственном секторе - Индексация контрактов - Дефляция других экономических статистических данных
UNECE Statistical Division Slide 6November Основные виды индексов цен Индексы экспортных и импортных цен (ИЭИЦ) ИЭЦ измеряет изменения цен на продукты, производимые на экспорт ИИЦ измеряет изменения цен на импортируемые продукты Используются для различных целей: - Измерение инфляции в производственном секторе - Индексация контрактов - Дефляция других экономических статистических данных
UNECE Statistical Division Slide 7November Основные виды индексов цен Индексы отраслевых цен (XMPI) Индексы цен строительных работ и сооружений Сельское и лесное хозяйство, рыболовство Используются для различных целей: - Измерение инфляции в производственном секторе - Индексация контрактов - Дефляция других экономических статистических данных
UNECE Statistical Division Slide 8November Составление индексов цен ИПЦ, ИЦП и XMPI рассчитываются в два этапа: 1. Простые совокупные индексы Рассчитываются на основе выборки цен на отдельные продукты (и, возможно конкретного веса цены) 2. Индексы высокого уровня Рассчитываются как средневзвешенное значение простых совокупных индексов с использованием долей стоимости в качестве весов
UNECE Statistical Division Slide 9November Составление индексов цен Типичная структура агрегации Общий индекс Индексы высокого уровня Простые индексы Наблюдения за отдельными ценами Доли стоимости (веса)
UNECE Statistical Division Slide 10November Расчет простых индексов Простые индексы должны состоять из: Продуктов – товаров или услуг, являющихся аналогичными насколько это возможно, т.e. однородными Продуктов с аналогичными движениями цен; минимизировать ожидаемое рассредоточение движения цен Для расчета простых индексов существуют 3 основные формулы …
UNECE Statistical Division Slide 11November Расчет простых индексов цен Индекс Карли – среднее арифметическое коэффициентов цен Индекс Дюто – коэффициент среднего арифметического цен
UNECE Statistical Division Slide 12November Расчет простых индексов цен Индекс Джевонса – среднее геометрическое коэффициентов цен = коэффициенту среднего геометрического цен
UNECE Statistical Division Slide 13November Расчет простых индексов цен Упражнение 1: Расчет простого индекса а) Рассчитайте индексы Карли, Дюто и Джевонса! б) Объясните и дайте интерпретацию результатов. в) Каковые основные преимущества/недостатки 3 индексов? г) Какая формула расчета индекса используется для ваших ИПЦ и ИЦП? ДекабрьЯнварь% изменение Ц Е Н Ы A – Местные звонки7928,6 B – Звонки по стране ,0 C – Звонки за границу ,1
UNECE Statistical Division Slide 14November Расчет простых индексов цен Пример 1: Индекс Дюто зависит от уровня цен ДекабрьЯнварьИндекс Продукт 125,5316,0662,9 Продукт 269,5 100,0 Продукт 3201,67221,67109,9 Средн. Цена98,9102,4 Индекс Дюто 102,4/98,9 * 100 =103,5 Индекс Карли (62, ,9)/3 * 100 =90,9 Изменения цен вззвешиваются согласно цене в отчетный период: ЦенаВес цены Продукт 125,530,09 Продукт 269,50,23 Продукт 3201,670,68 Сумма296,71,00 Индекс Дюто 62,9*0,09+100*0,23+109,9*0,68 =103,5
UNECE Statistical Division Slide 15November Расчет простых индексов цен Пример 2: Тенденция к увеличению индекса Карли майиюньиюнь/май Элемент A20,0025,001,25 Элемент B25,0020,000,80 Средн. арифметическое22,50 1,00 Средн. геометрическое22,36 1,00 Карли102,50 Дюто100,00 Джевонс 100,00 Индекс Карли придает больше веса увеличениям цен чем снижениям! Цепной индекс Карли имеет тенденцию к увеличению и поэтому не должен использоваться!
UNECE Statistical Division Slide 16November Расчет простых индексов цен Пример 3: Эффект замены в индексе Джевонса майиюньиюнь/май Элемент A10,0011,001,10 Элемент B10,009,000,90 Средн. арифметическое10,00 1,00 Средн. геометрическое10,009,950,99 Карли100,00 Дюто 100,00 Джевонс 99,50 Индекс Джевонса позволяет домохозяйствам потреблять побольше В и поменьше А. Карли и Дюто сохраняют подразумеваемые количества неизменными
UNECE Statistical Division Slide 17November Расчет простых индексов цен Как определить какую формулу расчета индекса использовать? Выберите некоторое количество тестов, или аксиом, которым должен соответствовать индекс. Среди общего числа различных тестов нижеследующие имеют более важное значение: Пропорциональность: Если все цены меняются на х%, индекс также должен измениться на x% Соизмеримость: Индекс должен оставаться неизменным в сравнении с тем элементом, в котором записываются цены Обращение времени: Индекс с периода 0 до периода t должен быть равен обратной величине индекса от t до 0 Транзитивность (переходность): Индекс от 0 до 1 умноженный (цепной) на индекс от 1 до 2 должен быть равен прямому индексу от 0 до 2.
UNECE Statistical Division Slide 18November Расчет простых индексов цен Индекс Карли не отражает двух последних – обращение времени и транзитивность Индекс Дюто не дает соизмеримости Индекс Джевонса проходит все четыре категории Индекс Джевонса рекомендуется в общем как предпочтительный индекс КарлиДютоДжевонс ПропорциональностьДа СоизмеримостьДаНетДа Обращение времениНетДа ТранзитивностьНетДа
UNECE Statistical Division Slide 19November Расчет простых индексов цен Цепной или прямой простой агрегированный индексы? Прямой индекс сравнивает цены текущего месяца с ценами фиксированного отчетного месяца Цепной индекс сравнивает помесячные изменения цен и умножает месячные индексы на долгосрочные индексы цен Цепной и прямой индексы дают те же самые результаты по индексу Дюто и Джевонса. Цепной индекс Карли, имеющий тенденцию к увеличению – не должен использоваться! Месячные цепные индексы имеют некоторые практические преимущества при обращении с недостающими ценами и условными начислениями
UNECE Statistical Division Slide 20November Недостающие цены, сезонные продукты и изменение качества Наблюдения за недостающими ценами Когда в некоторые месяцы невозможно собрать данные о ценах на продукт, включенный в выборку Сезонные продукты Продукты, включенные в выборку, которые пропадают на определенный период так, что невозможно собрать данные о ценах на них ни в один из 12 месяцев года Изменения качества Изменения качества продукта со временем должны корректироваться так, чтобы индекс цены отражал только чистые изменения цен
UNECE Statistical Division Slide 21November Недостающие цены Упражнение 2: Недостающие цены, сезонные продукты и изменения качества являются обычными проблемами при составлении индекса цен Использование неподходящих методов может привести к серьезной погрешности в индексе цен а) Каковы основные проблемы, связанные с недостающими ценами, сезонными продуктами и изменениями качества? б) Что может сделать ваш отдел по статистике цен для решения этих проблем?
UNECE Statistical Division Slide 22November Недостающие цены Временно недостающие наблюдения: Пропустите элемент, по которому отсутствует цена с тем, чтобы сохранить согласованную выборку, даже если выборка рассеяна. Перенесите цену, наблюдавшуюся последний раз. Рассчитайте условное значение недостающей цены, взяв для этого средневзвешенное изменение цен из простой совокупности. Рассчитайте условное значение недостающей цены путем изменения цены сравниваемого элемента. Приравняйте к нулю отклонения ИПЦ. Используйте только если можно обосновать и только лишь за очень ограниченный период времени
UNECE Statistical Division Slide 23November Недостающие цены Постоянно недостающие наблюдения: Там где продукты пропадают постоянно, следует сделать выборку замещающего продукта и включить её в индекс. Замещающий продукт должен, в идеальном плане, давать картину значительного объема продаж, и скорее всего продолжать продаваться некоторое время и представлять тот сегмент рынка, который был охвачен предыдущим продуктом.
UNECE Statistical Division Slide 24November Недостающие цены Постоянно недостающие наблюдения: Замены без перекрывающих цен: Условно начислите цену в предыдущий период с тем, чтобы исключить влияние включения замещающего продукта на индекс Замены с перекрывающими ценами: Включает в себя неявную корректировку различия в качестве: предполагается, что относительные цены нового и старого продукта будут отражать их относительные качества. Для идеальных или почти идеальных рынков это может быть веским предположением, но для других рынков это может быть неприменимо.
UNECE Statistical Division Slide 25November Сезонные продукты Два основных подхода: Постоянные веса; Переменные веса Подход с постоянными весами применяется чаще всего: Для расчета ИПЦ в соответствии с фиксированной годовой корзиной; Когда нужно рассчитать цены в несезонные периоды
UNECE Statistical Division Slide 26November Сезонные продукты Модель 1: Перенесение на будущий период (a) ЯнвФевMaрAпрMaйИюнИюлAвгСенOктНояДекЯнв В сезонн. ценахЦена перенесения
UNECE Statistical Division Slide 27November Сезонные продукты Модель 2: Перенесение на будущий период (б) ЯнвФевMaрAпрMaйИюнИюлAвгСенOктНояДекЯнв В сезонн. ценахЦена перенесения
UNECE Statistical Division Slide 28November Сезонные продукты Модель 3: Условное начисление цены (а) ЯнвФевMaрAпрMaйИюнИюлlAвгСенOктНояДекЯнв В сезонн. ценахУсл. начислениеПовышение цены
UNECE Statistical Division Slide 29November Сезонные продукты Модель 4: Условное начисление цены (б) ЯнвФевMaрAпрMaйИюнИюлAвгСенОктНояДекЯнв В сезонн. ценах Усл.начисление Повышение цены
UNECE Statistical Division Slide 30November Сезонные продукты Выводы: В то время как цены переносятся на будущий период, ежемесячные изменения ИПЦ будут иметь тенденцию движения к нулю; Условное начисление исключает или, по крайней мере, снижает тенденцию ежемесячных изменений ИПЦ; 12-месячный коэффициент изменений не подвергнется (в основном) какому-либо влиянию во всех четырех моделях; В долгосрочной перспективе ИПЦ будет указывать на правильное развитие во всех четырех моделях
UNECE Statistical Division Slide 31November Изменения качества Какова проблема с изменениями качества? ИПЦ/ИЦП нацелен на измерение изменения средневзвешенной цены фиксированной корзины продуктов Изменения корзин помимо изменений цен не должны влиять на индекс Собранные данные о ценах необходимо откорректировать в соответствии со значением изменений качества с тем, чтобы ценовой индекс показывал только фактическое изменение цен
UNECE Statistical Division Slide 32November Изменение качества Пример: Изменение качества персонального компьютера майиюнь Acer Aspire 7720G-6A4G25M Intel Core 2 Duo T Ghz 2 MB L2 Cache 17 дюймовый экран 1440X900 WXGA 56 Kb модем, Lan, W-Lan 3,6 Kg Windows Vista Acer Aspire 6920G-604G32 Intel Core 2 Duo T7500 2,2 Ghz 4 MB L2 Cache 16 дюймовый экран 1920X1080 WXGA 56 Kb модем, Lan, W-Lan 3,2 Kg Windows Vista Цена899 евро Расчетная стоимость изменения качества = 100 евро = 11% Ценовой индекс, откорректированный согласно изменению качества = 100,0 – 11,0 = 89,0
UNECE Statistical Division Slide 33November Изменения качества ГИПЦ для компьютеров (09.1.3), 2004 = 100
UNECE Statistical Division Slide 34November Изменение качества Темп инновации высок и ведет к постоянным изменениям качества продуктов Государства не слишком последовательны в применении методов работы с изменениями качества Выбор конкретного метода может привести к совершенно разным результатам То как продукт заменяется другим, всегда подразумевается некоторое предположение об относительных качествах 2 продуктов – Вы не можете «ничего не делать»!
UNECE Statistical Division Slide 35November Изменение качества Прямое сравнение: Цена нового продукта сравнивается непосредственно с ценой старого. Допущение: оба продукта одинакового качества и полное изменение цены включается в индекс Связь с демонстрацией отсутствия изменения: Цена нового товара увязана с индексом. Допускается, что изменение цены будет равным изменению качества и, таким образом, не учитывается при расчете индекса. Перекрывающиеся цены: С перекрывающимися ценами новый товар может быть увязан с индексом. Это предполагает, что разница в цене отражает значение любой разницы в качестве двух товаров.
UNECE Statistical Division Slide 36November Изменение качества Только сопоставимые модели. Только те продукты, по которым цена регистрируется в текущем и отчетном периоде, включаются в расчеты простого индекса. Это соответствует условному начислению, когда изменение цены нового продукта оценивается посредством изменения средней цены тех продуктов, по которым были зарегистрированы сопоставимые цены. Выборочные цены: Если разницей между А и С является включение дополнительного выбора (опции), например дисковод CD-ROM в компьютере, на дополнительную опцию может быть отдельно назначена цена, а в зарегистрированной цене должны быть сделаны соответствующие корректировки.
UNECE Statistical Division Slide 37November Изменение качества Производственные затраты: Производителям могут направить запрос о разнице между производством старого и нового товара, а коэффициент затрат может быть применен для корректировки цен Мнение экспертов: Лица, знающие подробно о том или ином продукте, оценивают разницу между новым и старым продуктом, после чего делаются соответствующие корректировки в зарегистрированных ценах Регрессионные корректировки через использование гедонической регрессии. Требуют ресурсов и данных
UNECE Statistical Division Slide 38November Изменение качества В Справочнике по измерению объемов и цен в национальных счетах (Евростат 2001) методы оценки качества разделены на 3 группы: A методы:наиболее подходящие методы; Б методы:их можно применять в случае невозможности применения методов А; В методы:это методы, которые не будут использоваться Применяется подход доказательной аргументации В Справочнике содержится полезное руководство и даны многочисленные практические примеры. Он находится на интернет-странице Евростата
UNECE Statistical Division Slide 39November Изменение качества Некоторые рекомендации: Определить, какие методы использовать по принципу доказательной аргументации; Комбинация простых и четких методов обычно приносит хорошие результаты – это применяется на практике во многих странах; Разработайте руководство для персонала/сборщиков данных о ценах Не применяйте по умолчанию принцип «связь для демонстрации отсутствия изменений» Будьте прозрачны – документируйте методы
UNECE Statistical Division Slide 40November Основные концепции и меры измерения Индекса потребительских цен Основная цель(и) ИПЦ Измерение инфляции или прожиточного минимума – или того и другого? Географический и демографический охват Национальная концепция: охватывает расходы потребления домохозяйств как внутри страны так и за рубежом Внутренняя концепция: охватывает расходы на потребление внутри страны резидентами либо иностранными домохозяйствами - данные взвешивания могут потребовать корректировки или дополнения ! Ценовая концепция Цены покупателя - цены, которые фактически уплачивают домохозяйства за товары и услуги, включая налоги за вычетом субсидий
UNECE Statistical Division Slide 41November Основные концепции и меры ИПЦ Практические различия в применении индекса инфляции или COLI Индекс инфляцииCOLI - corporate owned life insurance? – Корпоративное страхование жизни Охват населенияВнутренняя концепция Национальная концепция Используемые виды приобретения Закупки через денежные операции Может также включать в себя открытие собственных счетов и социальные трансферты в натуральном виде Жилища, занимаемые собственниками Приобретение имущества без вычетов Арендный эквивалент или затраты пользователя ЦеныФактические наблюдаемые рыночные цены Можно также использовать условно назначенные цены
UNECE Statistical Division Slide 42November Внешние рекомендации Руководство по ИПЦ на англ/русск. доступен в МОТ (ILO) на сайте Вспомогательный справочник: Практическое руководство по составлению индексов потребительских цен. В разработке. Черновой вариант находится на Документы с совместных собраний ЕЭКООН/МОТ - UNECE/ILO по вопросам ИПЦ можно найти на Документы с собраний Оттавской Группы по вопросам индексов цен можно найти на сайте
UNECE Statistical Division Slide 43November Вызовы будущего Методы сбора данных о ценах Обработка данных, связанных со сложными продуктами, как например, жилье, компьютеры, автомобили, услуги, телекоммуникации, здравоохранение Оптимизация выборки Автоматическое редактирование статистических данных Распространение