Использование мультимедиа для повышения эффективности внеклассной и внеучебной деятельности школьников. Свобода творчества
Основные составляющие мультимедиа : анимация изображениявидео текстаудио интерактивность
Мультимедиа комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными ( графика, текст, звук, видео ), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиа Википедия
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Первое : включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. Второе : разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, " трудных " детей меньше и уровень приспособления, " врастания " в общество выше. Третье : в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления ( способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты ), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т. д. Социально - экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств.
Медиапедагогика – новое для российской науки и педагогической практики понятие. А. В. Федоров рассматривая медиаобразование как « процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации ( медиа ) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, дает следующее определение медиапедагогике : это специальная отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании и медиаграмотности, раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования. Обретенная в результате процесса медиаобразования медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Медиапедагогика
Мультимедиа обеспечивают одновременную работу нескольких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании множества информационных источников, каждый из которых имеет свой язык. Одни из этих языков пространственно - ориентированы ( текст, графика ), другие ориентированы на время ( звук, анимация, видео ).
Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно - воспитательного процесса. Здесь медиа выступают как объект изучения и как средство обучения. При индивидуализации обучения каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность.
Где может использоваться мультимедиа во внеклассной работе : " День Знаний " " День Учителя " " Осенний Бал " " Новогодний карнавал " " День Защитника Отечества " " Международный Женский день 8 марта " " День Победы " " Последний звонок " " Бал выпускников "