«Слово-основа речевого поведения в обществе» (элективный курс для учащихся 9-ых классов) Составитель: Муравлева Елена Валентиновна – учитель русского языка и литературы ТОГОУ «Жердевская общеобразовательная средняя школа-интернат (полного) общего образования» 2009 г.
Основополагающий вопрос: Как помочь учащемуся свободно строить свое речевое поведение в обществе?
Гипотеза: Современный человек – интересный собеседник.
Задачи: Научить учащихся выбирать необходимую информацию, свертывать (сжимать) ее, что сегодня (ввиду резкого увеличения объема информации) является особенно важным и актуальным. Помочь освоить технику произношения речей разных видов. Развить умение правильно писать, сочинять, рецензировать. Познакомить учащихся с понятием «русский литературный язык», с нормами русского литературного языка.
Анонс в курс темы: В курсе использованы художественные, публицистические, научно-популярные тексты, представляющие интерес для каждого образованного человека. Задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к материалу. Присутствие мыслительных задач стимулирует умственную деятельность обучаемых, способствует выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения.
В результате обучения учащийся будет иметь представление: О различных стилях русского языка и русской речи; Об особенностях разговорного языка и ораторской речи (лексике, морфологии); О понятии «общение» и различных приемах общения;
Будет знать: Типы и средства связи слов в предложении; Правила работы с различными информационными источниками; Правила библиографического описания;
Будет уметь: Сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию; Писать аннотацию, отзыв, рецензию на какой-либо текст или выступление; Составлять деловые бумаги; Публично выступать перед аудиторией.
Интересные темы для изучения: Информация и информирование; Речевые особенности некоторых антиобщественных групп; Письмо – один из видов общения; Что такое ораторское искусство
Важные практические занятия: Выступление перед слушателями на выбранную тему; Речь объяснительная и агитационная;
Выводы: Данный курс позволит учащимся понять взаимосвязь предметов: истории, психологии общения, предметов гуманитарного цикла. Расширит знания по ним. Каждый получит хорошую подготовку к ЕГЭ (часть С-1(сжатое изложение), С-2.1(сочинение- рассуждение на лингвистическую тему), С- 2.2(сочинение-рассуждение на понимание текста); Научится общению в различных сферах жизни.