Тема 3: Среда и пространство предпринимательства. План: 1.Цель анализа предпринимательской среды. 2.Среда предпринимательства. 3.Формирование среды и пространства предпринимательства.
1.Цель анализа предпринимательской среды. Анализируя конкретную деловую среду необходимо ответить на 2 вопроса: позволяет ли данная среда проникнуть в нее? позволяет ли она реализовать свой интерес? Цель анализа – получить ответы на данные вопросы. Одна из трудностей при анализе деловой среды состоит в том, что приходится анализировать 2 фрагмента: рынок и ситуацию, складывающуюся на нем; производительную структуру. И здесь возникают определенные трудности: –Оба фрагмента качественно разнородны. –Рынок и производство разделены в пространстве и времени. Для сокращения степени риска изобрели специальное «правило плохой погоды».
2. Среда предпринимательства. Факторы внутренней среды - персонал, менеджмент, технологии, место расположения, материальные ресурсы, НИОКР. Факторы внешней среды делятся на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы управления, поставщики, потребители, конкуренты. К факторам косвенного воздействия относят: политические, социально- культурные факторы, международные, национальные, научно-технический прогресс, налоговую систему, территориальные факторы. Факторы косвенного воздействия можно определить как экономическую обстановку. Деловая среда (внешняя среда) – территориальная целостность, в рамках которой осуществление предпринимателями своих функций происходит в соответствии с некоторыми факторами. Деловая среда – это национальная и даже региональная характеристика, представляющая собой условия осуществления деловых функций. В общем виде она может быть охарактеризована как комбинация нескольких основных факторов – правового, политического, социального, экономического и др.
1) Правовая среда – правила игры в деловой сфере, которые общество устанавливает для предпринимателей. С формальной точки зрения правовой фактор – это сумма законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют ее, а также формируют отношения предпринимателей с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами. Проблемы правовой среды. «Правовая культура» - под которой понимается законопослушание нации, т.е. устоявшаяся в осознании людей необходимость выполнять требования законов или же игнорировать их как в обыденной, так и в профессиональной деятельности. 2) Политический фактор – определяет отношение государств к происходящим в обществе процессам и направленность воздействий государства на них. В целом, отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.
3) Социальный фактор (социально-культурная среда) по структуре более сложен, чем другие факторы. Основные элементы данного фактора: - доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться; - национальные традиции и обычаи; - образовательный уровень нации; - особенности национальной культуры; - национальные ценности; - уровень профессиональной подготовки РС; - отношение окружающих к предпринимателю и предпринимательской деятельности; - наличие инфраструктуры и ее качество; - отношение госаппарата к предпринимательской деятельности.
4) Экономический фактор – это, прежде всего: - условия конкуренции и ценообразования; - наличие платежеспособного спроса; - избыток или недостаток РС; - уровень заработной платы; - наличие и доступность денежных ресурсов и, следовательно, - доходы на инвестируемый капитал или займы.
5) Технологическая среда – отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство. 6) Физическая, или географическая среда – природные условия т.е. доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомагистралей, ж/д, морских и воздушных путей сообщения.
8) Институциональная организационно-техническая среда – характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Эти институты включают в себя: Банки; Оптовых и розничных продавцов; Специализированные фирмы и учреждения; Учебные заведения; Агентства по изучению рынка; Рекламные агентства; Конторы по трудоустройству (рекрутерские); Транспортные агентства/ общества; Страховые компании; Коммунальные услуги; Поставщиков; Средства связи и передачи информации.
3. Формирование среды и пространства предпринимательства. Зависит от общественной экономической ситуации, включающей в себя экономическую свободу предпринимателей, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использование необходимых ресурсов. Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый. Государственная поддержка предпринимательства: Консультации; Финансовая поддержка; Техническая, научно-техническая или технологическая помощь.
Выводы: Деловая среда лежит в основе общественного развития страны и предопределяет содержание и направленность возможных действий деловых людей. Уровень деловой среды в разных странах разный. Эффективность экономических процессов, протекающего в рамках национальных границ, есть функция качества деловой среды, создаваемой в пределах этих границ самой нацией и ее государственными органами (институтами). Задача общества, вытекающая из такого понимания зависимости, сводится к моделированию, конструированию, созданию благоприятной, с точки зрения предпринимателей, деловой среды. Следовательно, государству целесообразнее устанавливать такие правила игры, которые бы в максимально высокой степени соответствовали интересам, желаниям и устремлениям предпринимателей.