Активные методы обучения Гредасова Надежда Викторовна член комиссии Методического Совета по новым образовательным технологиям
Методы обучения Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -2-е изд. – М., С.385). Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Эволюция методов обучения подражающие подражающие словесные словесные наглядные наглядные проблемные проблемные развивающие развивающие Прием обучения – элемент метода или модифицированный метод.
Классификация методов обучения Традиционные (репродуктивные) методы направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях.
Активные методы (АМО) направлены преимущественно на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи.
Активные методы обучения - совокупность педагогических действий и приемов, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому усвоению материала в процессе познавательной деятельности.
Основы АМО стали разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов. Большую роль в становлении и развитии АМО послужили работы Бирштейн М.М., Тимофеевского Т.П., Вербицкого А.А.
Традиционный подход в обучении Преподаватель Студент Результат образования - ЗУН
Компетентностный подход в обучении Преподаватель Студент Результат образования – компетенции АМО
АМО: имитационные и неимитационные Имитационные Имитационные формы проведения занятий, в которых учебно- познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности (деловые игры, коллективная мыслительная деятельность и т.д.).
Неимитационные Неимитационные все остальные формы занятий, т.е. все способы активизации деятельности на лекционных и практическихзанятиях (проблемная лекция, семинары, дискуссии, лабораторные работы, и т.д.).
Проблемная лекция Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.
В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих диалогических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и т.д.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре. С помощью соответствующих диалогических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и т.д.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре.
Диалогическое общение может строится как живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление).
Например, перед изучением темы Например, перед изучением темы «Системы линейных уравнений» «Системы линейных уравнений» студентам ставится задача: студентам ставится задача: Фабрика специализируется по выпуску изделий трех видов: Р1,Р2,Р3; при этом используется сырье трех типов: S1,S2, S3. Нормы расхода каждого из них на единицу изделия и объем расхода сырья на один день заданы таблицей. Найти ежедневный объем выпуска изделий каждого вида.
Вид сырья Нормы расхода сырья на единицу изделия, усл.ед. Расход сырья на 1 день, усл.ед. P1P2P3 S S S
У студентов достаточно знаний, чтобы увязать известные и искомые величины, прийти к зависимости, т.е. к системе линейных уравнений, но решить задачу они не смогут. Возникает противоречие между пониманием важности проблемы и неумением решить ее без новых знаний. Проблемную ситуацию можно создать во время лекции, если излагая теоретический материал, сознательно не договаривать чего-то, не использовать каких-то условий, провоцируя студентов на вопросы.
Учебная деловая игра Учебная деловая игра – групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Педагогическая суть деловой игры- активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Игра раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
Общепризнанным автором первой в мире деловой игры (1932г.) является Мария Мироновна Бирштейн.
Пример Пример Двум командам предложены следующие задачи:
1 этап Каждый студент самостоятельно решает задачу (20 мин)
2 этап «мозговой штурм» (30 мин)
3 этап Защита работ и обсуждение принятых решений (30 мин)
Лабораторный практикум Лабораторный практикум- один из видов самостоятельной практической работы, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования.
Например, лабораторный практикум по математике формирует умения и навыки использования компьютерных технологий для решения математических задач, а также задач, в которых применимы математические методы. Например, лабораторный практикум по математике формирует умения и навыки использования компьютерных технологий для решения математических задач, а также задач, в которых применимы математические методы.
1) основные определения и формулы; 2) описание соответствующих процедур и функций Excel; 3) решения типовых задач; 4) задачи для самостоятельного решения (здесь включены задачи с экономическим смыслом). Структуру лабораторного практикума по математике для студентов гуманитарных специальностей:
Заключение Активные методы обучения активизируют мыслительную деятельность студентов, приучают их к принятию самостоятельных решений, а также способствуют формированию профессиональных умений и навыков Активные методы обучения активизируют мыслительную деятельность студентов, приучают их к принятию самостоятельных решений, а также способствуют формированию профессиональных умений и навыков
Благодарю за внимание !