Деловые игры на уроках экономики Тренюшева Тамара Муратовна, учитель экономики МОУ «Кувакинская гимназия» Алатырского района ЧР
Экономика – прикладная наука, которая вооружает ученика такими знаниями, чтоб он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Поэтому на сегодняшний момент трудно переоценить роль экономических знаний. Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современной школы. А широкое использование деловых игр помогает решать эту задачу более эффективно, ведь игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.
Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам. На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам. На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы.
Деловые игры направлены на: Вовлечение учащихся в удивительный мир экономики; Вовлечение учащихся в удивительный мир экономики; Раскрепощение учащихся, создание условий для возможности проявить себя каждому ребёнку; Раскрепощение учащихся, создание условий для возможности проявить себя каждому ребёнку; Целенаправленное развитие мыслительной способности учащихся; Целенаправленное развитие мыслительной способности учащихся; Развитие интереса к учебной деятельности; Развитие интереса к учебной деятельности; Развитие таких качеств как самостоятельность, творчество, коммуникабельность, ответственность, инициативность и активность Развитие таких качеств как самостоятельность, творчество, коммуникабельность, ответственность, инициативность и активность
При организации деловой игры на уроках экономики необходимо придерживаться следующих положений: правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными; правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными; формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся; формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся; действует принцип «играют все»; действует принцип «играют все»; учёт результатов игры должен быть открытым; учёт результатов игры должен быть открытым; игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов. игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов.
Трудности, с которыми сталкивается учитель при подготовке к деловой игре: Большие затраты времени; Большие затраты времени; Материальные затраты; Материальные затраты; Малая численность учащихся в Малая численность учащихся в классах; классах; Недостаточное количество Недостаточное количество часов по учебной программе часов по учебной программе
Деловая игра «Производство шариковых авторучек»
Деловая игра «Инфляция»
Деловая игра «Заработать на жизнь»
Деловая игра «Фабрика пиццы»