«Организация комфортной психологической среды обучения в процессе реализации ФГОС»
«Если вы не представляете, с какими ситуациями могут сталкиваться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». Р. Мартен
ФГОС п.7 Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы П.7.1. Образовательное учреждение - должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся
Как обеспечить на занятиях комфортную психологическую среду?
Волонтёрское движение Разработка и реализация социальных проектов Создание ситуации выбора Создание ситуации успеха Дискуссии
Взаимное уважение Жизнерадостность Сопереживание Поощрение самостоятельности Нацеленность на высокие результаты Развитие личностных качеств Рефлексия Критерии благоприятной психологической среды на занятии
Показатели благоприятной психологической среды на занятии Успешная адаптация в учебном коллективе Устойчивое эмоциональное состояние Удовлетворённость организацией учебного процесса Управление поведением в группе Взаимопонимание между педагогом и обучающимися
Создание ситуации успеха на уроке – это целенаправленная деятельность, в результате которой создается возможность достижения обучающимся значительных результатов. Создание ситуации успеха
> 9> 9 ОперацияПарадигма Снятие страха «Ничего страшного…», «Не ошибается лишь тот, кто ни чего не делает», «Работа довольно легкая…» Скрытая инструкция «Ты же помнишь, что…», «Достаточно, чтобы было…» Авансирование «У тебя получится…», «При твоих способностях…» Персональная исключительность «Только у тебя может получиться…», «Только ты и мог бы…», «Только тебе я и могу доверить…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!» Усиление мотива «Нам это так нужно для…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…» Педагогическое внушение «Так хочется поскорее увидеть…», «Нам уж не терпится…» Высокая оценка детали «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…», «Особенно тебе удалось…», «Больше все в твоей работе мне понравилось…»
Уменьшение стресса В начале занятия создание расслабленной атмосферы (рассказ маленькой истории, шутка)
Новизна стимулирует Проведение экскурсии, использование демонстрационного материала. Фактор новизны позитивно влияет на обучение
Использование различных способов запоминания Меняйте обучающихся местами Задействуйте различные органы чувств Средства искусства, драмы Дискуссии и дебаты
Жили –были…….. Приводите как можно больше примеров Собирайте материалы из басен, сказок, биографий, монографий и т.д.
Будите чувства Эмоциональное вовлечение обучающихся в обучение (с помощью соревнований, конкурсов, рассказов, обсуждений в малых группах, презентаций)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Улыбка и приветствие, а также позитивная мимика и жесты создают хорошую атмосферу для обучения.
Психологическая поддержка Поощрения помогают двигаться обучающимся к поставленной цели. Не бойтесь говорить обучающимся, что они способные, сообразительные, умные, открытые и умелые.
Выводы Для создания комфортной психологической среды в обучении необходимо…
1) учитывать физиологические и эмоционально-личностные особенности каждого обучающегося; 2) выбирать и корректировать стили общения; 3) создавать для обучающихся ситуации успеха
Спасибо за внимание !