Существенные корпоративные действия Анатолий Ефименко эксперт Corporate Governance Project in Russia, Turkey and Ukraine
The conclusions and judgments contained in this presentation should not be attributed to, and do not necessarily represent the views of, IFC or its Board of Directors or the World Bank or its Executive Directors, or the countries they represent. IFC and the World Bank do not guarantee the accuracy of the data in this publication and accept no responsibility for any consequences of their use
3 Формат проекта Поддерживаем избранный формат проекта как такой, который позволит повысить уровень КУ во всем корпоративном секторе (а не только в узком сегменте); Будет способствовать распространению передовых практик и системы ценностей КУ; От существующего кодекса КП, проект выгодно отличается тем, что ориентируется на лучшую практику и более высокие стандарты, чем те которые допускаются законодательством.
4 Предложения по формату проекта кодекса Указать на практику, которая хотя и допускается законом, но не является приемлемой с точки зрения КУ (Избрание и увольнение исполнительного органа общим собранием акционеров, передача функций исполнительного органа управляющей организации); Указать на риски наступления негативных последствий в случае отклонения от рекомендованной кодексом практики.
5 Существенные корпоративные действия (сделки) Реорганизация Поглощение общества Существенные сделки Сделки с заинтересованностью Листинг и делистинг Увеличение уставного капитала
6 Закон или Кодекс Ключевая роль закона в установлении надлежащего регулирования существенных корпоративных действий не поддается сомнению Что может Кодекс? Компенсировать недостатки закона, когда это возможно; Указать на существующие проблемы и стимулировать законодателя к скорейшему их разрешению Наметить вехи, пути совершенствования законодательства.
7 Что может быть компенсировано ? Установить требование о заключении с членами совета и исполнительного органа гражданско-правовых а не трудовых договоров, чтобы исключить коллизии с трудовым законодательством и иметь возможность сформулировать дополнительные требования к директору (фидуциарные обязанности, раскрытие информации, требования к независимости, неразглашение информации и ограничение на конкуренцию); Предусмотреть обязанность директора (члена исполнительного органа) составить список своих аффилированных лиц и поддерживать его в актуальном состоянии, обязанность общества обеспечить свободный доступ акционеров к этой информации (выявление скрытых сделок с заинтересованностью); Установить обязанность исполнительного органа информировать СД относительно ДЗО и согласовать позицию реализации прав общества как акционера Дать определение лучших интересов общества (для инкорпорации в договора с директорами) Установление требования к равному распределению акций между акционерами при реорганизации в форме выделения/разделения
8 Указать на существующие проблемы законодательного регулирования Регулирование групп («квазиказначейские» акции, риск перехвата контроля менеджментом и вымывания прибыли) Обеспечение прозрачности собственности и недопущение обхода требований закона Определение «согласованных действий» (снижение стандартов доказывания и/или перемещение бремени доказывания) Необходимость совершенствования механизма производного иска (трудность реализации, широкие возможности для злоупотреблений)
9 Наметить пути развития законодательства Дать развернутое определение фидуциарных обязанностей и правила «делового решения»; Установить правило «Соблюдай или объясняй» для рекомендаций обязательных комитетов СД; Установить неограниченный право доступа директора к любым документам общества; Повысить требования к обеспечению независимости независимых директоров; Сформулировать роль и главные функции КС.
Риск необоснованных требований Нарушение принципа самостоятельности юридического лица относительно вмешательства контролирующего общества в управление ДЗО (концепция «единого экономического субъекта»); Необоснованные требования к вовлеченности независимых директоров в разработку и принятие управленческих решений ставящие под сомнение их независимость и способность выполнять контрольно-надзорные функции; Избыточные функции КС ставят под сомнение его независимость и способность адекватно выполнять основные функции.
Спасибо за внимание