Создание кабинета здоровья – одна из эффективных форм здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин (из выступления на Форуме партии Единая Россия и Союза педиатров России г.)
Результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников младшего (10-14 лет) и старшего (15-17 лет) подросткового возраста, % (данные научных исследований) лет лет
Забота о здоровье учащихся Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников не меньше, чем врач!
Две альтернативы создания здоровьесберегающей школьной среды Субъект- обектный Субъект- обектный Субъект- субъектный Субъект- субъектный Формирование здоровых моделей поведения Формирование здоровых моделей поведения Активное участие школьников в здоровьесберегающей деятельности, социальных практиках. Активное участие школьников в здоровьесберегающей деятельности, социальных практиках. Медико-профилактические программы ЛФК Улучшение санитарно- гигиенических и бытовых условий в школе Медико-профилактические программы ЛФК Улучшение санитарно- гигиенических и бытовых условий в школе
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Условия, соответствующие СанПиНам Оптимальная учебная нагрузка Рациональный двигательный режим Эффективные технологии обучения Рациональный режим обучения Сбалансированное питание Психологическая и социальная поддержка Охрана психического здоровья Своевременные медицинские услуги
Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Социальный педагог и инспектор по охране прав детства Совет школы или управляющий совет
Кабинет здоровья является элементом единой системы здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения, включающей: Медицинская служба; Психологическая служба; Физкультурно-спортивный комплекс; Служба социальной поддержки; Методическая служба; Система классного руководства; Система тьютерского сопровождения
Структура кабинета здоровья Образовательная зона Методическая зона Инфраструктура образовательного учреждения: Информационный центр, физкультурно – оздорови тельный комплекс, Система классного руковод ства Тьютерское сопровождение Прочие службы содействующие Здоровью: Психологическая, медицинская, социально- педагоги ческая, Фитомодуль, профилактический, Информационный модули Для учителя, Для родителей, Для учащихся Нормативное обеспечение функционирования кабинета, Должностные обязанности тьютера, режим функционирования Методическая литература, Пособия, программы, сценарии мероприятий, видеоматериалы
Нормативно – правовые акты, необходимые для открытия кабинета здоровья Рассмотрение вопроса об открытии кабинета на педагогическом совете, Совете старшеклассников и Управляющем совете; Утверждение Положения о Кабинете здоровья; Приказ об открытии кабинета; Назначение тьютера – руководителя кабинета здоровья; Утверждение должностных обязанностей тьютера кабинета здоровья. Утверждение локального акта к НСОТ о стимулировании учителей, работающих в кабинете здоровья.
Финансирование: Заработная плата из фонда заработной платы; Стимулирующие надбавки; Оборудование по 310 ст. – финансовое обеспечение; образовательного процесса; Спонсорские средства; Помощь медицинских учреждений (оборудование). Кадровые ресурсы: Тьютер по вопросам здоровьесбережения школы; Психолог образовательного учреждения; Медицинская сестра (медицинское просвещение, образование, консультации); Классные руководители (система здоровьесбережения в воспитательной части образовательного процесса); Актив из числа учащихся, интересующихся вопросами здоровьесбережения.
Режим функционирования: При расположении кабинета на базе кабинета биологии – в системе дополнительного образования во второй половине дня. При расположении в кабинете техники безопасности ПЛ – в течение всего дня. При расположении в кабинете психологической работы и кабинете дополнительного образования интерната – в течение всего дня.
Цель создания кабинета: создание условий для целостного восприятия учащимися представлений о здоровье и на основе их принятия моделей ( пищевого, двигательного, гендерного, интеллектуального, эмоционального ) здорового поведения. Работать в кабинете должен координатор (или тьютер) по вопросам здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Содержательно кабинет здоровья должен нести образовательно – просветительскую функцию, помогая ребенку получать необходимую информацию по вопросам здоровья, стимулировать его исследовательскую деятельность в отношении здоровья, используя как средства кабинета здоровья так и возможности информационного центра и других служб образовательного учреждения. Кабинет позволяет проводить все виды занятий (в системе дополнительного образования) по вопросам здоровьесбережения, как с учителями, так и с родителями и учащимися. Кабинет создает условия для мотивации учащихся к формированию моделей здорового поведения, создавая соответствующие комфортные условия и через работу тьютера по вопросам здоровьесбережения: занятия, индивидуальные консультации и активное включение в соответствующие мероприятия - практики здоровьесберегающей направленности.
Оборудование Кабинет должен быть оснащен интерактивной доской медиапроектором, компьютером и ноутбуком, подключенным к Интернет - сети, в кабинете должны быть принтер, сканер, столы - трансформеры.
Целевые группы воздействия: Учащиеся - через тьютера и классных руководителей. Родители - через классных руководителей и совет школы. Учителя – через директора школы Мероприятия с учащимися: Классные часы по вопросам здоровья. Мероприятия дополнительного образования посвященные вопросам здоровьесбережения. Консультации специалистов медицины (реальные и через дистанционные консультации информационного центра). Занятия ОБЖ и биологии, посвященные здоровью. Исследовательская деятельность учащихся по вопросам здоровьесбережения. Лекции специалистов из социальной защиты, наркоконтроля, медицинских учреждений, наркодиспансера и т.д. Подготовка проектов, рефератов, исследований по вопросам здоровья.
Мероприятия с родителями: Лекции родительского лектория. Совместные мероприятия с детьми по вопросам семьи и здоровья. Консультации педагогов, психолога и валеолога по проблемам с детьми. Мероприятия с учителями: Лекции внутришкольного семинара, Заседания МО, посвященные здоровью, Методическая подготовка по вопросам здоровьесбережения.
Образовательная зона ФИТОМОДУЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ
Программы элективных и специальных курсов по педагогике здоровья, валеологии, видеофильмы и электронные ресурсы по гендерному воспитанию, материалы для учащихся по формированию навыков рационального питания, болезням питания и их предупреждению, раздаточный материал. Модуль должен содержать раздаточный материал для учащихся по вопросам здоровьесбережения. В модуль могут быть включены рельефные наглядные пособия по анатомии человека, тренажеры по оказанию первой медицинской помощи. Частью этого модуля являются представленные и иные наглядные пособия по формированию и сохранению здоровья. Содержание зоны
Исследовательский модуль Предназначен для работы учащихся и учителей по вопросам здоровьесбережения в рамках школьного научного общества. Каждый учащийся составляет папку со своими документами (электронными), относящимися к здоровьесбережению. Данный модуль может использоваться и для нахождения информации по вопросам здоровьесбережения, учебно – исследовательских и проектных работ по вопросам формирования здорового образа жизни. Модуль должен быть оснащен компьютером, подсоединенным к единой школьной локальной сети и работать как в системе обратной связи, так и самостоятельно.
Наши победители конкурса «Достижения талантливой молодежи» 1. Сентюрева Екатерина 2006г. – «Легко ли быть молодым?» 2. Васильева Нина 2007г.– «Мониторинг физического развития учащихся» 3. Лялихов Александр 2008 г. – «Психология семьи и развитие учащихся» МОУ КСОШ 2 г. Кувшиново
ФИТОМОДУЛЬ Направлен на обогащение кислородом воздуха в классе, оснащается оборудованием для аэроионотерапии, куллером для чистой воды и фиточаями.
Профилактический модуль Представляет собой комплект программ профилактической направленности, рассчитанной на работу с учащимися и родителями по предупреждению распространения наркомании в молодежной среде, диски с законодательством в сфере борьбы с распространением наркотиков, социальные видео и медиаролики: стандартные, и разработанные учащимися, а также лента – ростомер, напольные весы (для физической самооценки учащихся) и офтальмотренажер, предупреждающий зрительное переутомление и наглядные пособия, предупреждающие «основные школьные болезни»
Офтальмотренажер Гимнастика для снятия спазма аккомодации «Метка на стекле»: нарисовать на оконном стекле метку диаметром 3 мм, на уровне глаз. Переводить взгляд с метки вдаль (на улицу) и обратно. Повторять упражнения ежедневно в течение 1 минуты. «Вращение глазами» по часовой стрелке (вверх, вправо, вниз, влево) – 1 мин. Против часовой стрелки – 1 мин. «восьмерка» (вверх, вправо, вниз, вверх, влево, вниз), повторять 1 мин., затем в другую сторону ( вниз, вправо, вверх, вниз, влево, вверх)– 1 мин. Закрыть глаза ладонями ( не прижимая крепко), расслабить мышцы глаз.
Программа формирования социальных навыков и личностных качеств (социальных компетентностей), предупреждающих попадание подростка в группу риска по предупреждению употребления психоактивных веществ.
Должна содержать всю необходимую литературу и электронные носители с материалами по вопросам здоровьесбережения, которыми школы должны быть оснащены полностью. Одновременно модуль предназначен для работы учителей и учащихся. В модуле должны быть представлены серии классных часов по здоровьесбережению, программа «Педагогики здоровья», сценарии акций и мероприятий по здоровьесбережению Методическая зона Методическая литература, Пособия, программы, сценарии мероприятий, видеоматериалы Нормативное обеспечение функционирования кабинета, Должностные обязанности тьютера, режим функционирования
Образовательная работа с учащимися Программа «Здоровье» под ред. В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной адаптирована и интегрирована в курсы ОБЖ, естествознание: 4 класс - курс «Окружающий мир. Человек» (32 часа) 5 класс - курс «Естествознание. Биология» (10 часов) 7-11 класс - курс «ОБЖ. Основы медицинских знаний и охрана здоровья» (по 16 часов) Гигиеническая характеристика урока – как наглядное пособие. В папке нормативных документов валеологический анализ урока, нормативы сложности предметов, кривая работоспособности человека, новые СанПины, учебные пособия и авторские программы, посвященные здоровьесбережению, а так же стандарты здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
2. Стандарты здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Роненсон О.Д. 1. М.М.Безруких, Макеева А.Г., Филиппова Т.А., «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы), Москва, 2003г. 3. Н.К.Смирнов Здоровьесберегающие технологии, Москва 2007г. 4. Здоровьесберегающите технологии Роненсон О.Д. 5. Программы питания (автор – составитель Роненсон О.Д.) 6. Методическое пособие по предупреждению употребления молодежью психоактивных веществ (автор – составитель Роненсон О.Д.) 7. Авторский курс «Педагогика здоровья» Авторы: Малюжная М.С., Нестеренко А.В., Роненсон О.Д. 2009г..
8. Видеофильмы по гендерному воспитанию. 9. Видеофильмы по профилактике наркомании 10. Мультфильм по воспитанию девочек 11 Программа по предупреждению распространения наркомании С.Б.Белогурова и В.Ю.Климович 12. Видеофильмы по профилактике наркомании
Что ребенок может получить в кабинете: Раздаточный материал по питанию, гигиене, профилактике ИППП, вопросам здорового образа жизни, экологии человека. Приобрести навык ухода за растениями (уход за фитомодулем). Провести просмотр научно – популярной литературы и видеопродукции. Разработать и просмотреть разработанные социальные ролики и рекламу. Измерить свои антропометрические показатели. Индивидуально проводить исследования анатомических наглядных пособий. Освоить оказание первой медицинской помощи. Через возможности информационного центра прослушать лекции специалистов.
1. Владение содержанием и методологией предмета деятельности 2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса 8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта 7. Умение управлять инновационным процессом (постро- ить, провести и проанализировать эксперимент) 6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация) 3.Знания валеологичес- ких требований к уроку и умения использовать их при проектировании учебного процесса 4. Владение приемами Эффективного обще- ния с детьми, с колле- гами, с родителями 5. Владение приемами, социализирующими и раз- вивающими ребенка сред- ствами учебного предмета 36. Система профессиональных компетенций учителя Система профессиональных компетентностей учителя, работающего в кабинете здоровья
Предполагаемые результаты Актуализация представлений о здоровье в единую целостную систему; Активизация исследовательской деятельности учащихся в вопросах здоровьесбережения; Создание алгоритма здоровых моделей поведения. Формирование развивающей, здоровьесберегающей образовательного среды Формирование ценностного отношения к здоровью и его составляющим.
Спасибо за внимание!