СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Музыкальное воспитание Физическое воспитание
ЗАДАЧИ УГОЛКА: РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, ЛЮБОЗНОТЕЛЬНОСТИ, АКТИВНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ); ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ.
ЗОНЫ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: 1. МЕСТО ДЛЯ ПОСТОЯННОЙ ВЫСТАВКИ, ГДЕ РАЗМЕЩАЮТ МУЗЕЙ, РАЗЛИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. ЭКСПОНАТЫ, РЕДКИЕ ПРЕДМЕТЫ (РАКОВИНЫ, КАМНИ, КРИСТАЛЛЫ, ПЕРЬЯ И Т.П) 2. МЕСТО ДЛЯ ПРИБОРОВ 3. МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (ПРИРОДНОГО, «БРОСОВОГО») 4. МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ 5. МЕСТО ДЛЯ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ПЕСОК, ВОДА. ОПИЛКИ, СТРУЖКА, ПЕНОПЛАСТ И ДР.)
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий 1. Книги познавательн ого характера; 2. Тематические альбомы; 3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки: (зимы, весны, осени), «Ткани» и др. 4. Мини-музей (тематика различна) 1. Песок. Глина; 2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 3. Материалы для игр с мыльной пеной. Красители-пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) 4. Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды. «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. 5. «Бросовый материал »: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки. Пробки, семена бобов, фасоли, гороха. 1. На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям. 2. Персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. 3. Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. 4. Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра». 5. Личные блокноты детей
6. Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук, «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». 7. Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов. 8. Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. 9. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д. 10. Разные виды бумаги: обычная. Картон, наждачная, копировальная и т.д. 10. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл. 11. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 12. Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда. 13. приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы. 14. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: В помощь воспитателю используем разнообразную литературу, приводим некоторые примеры.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова В пособии представлены: тематическое планирование и конспекты занятий по организации и проведении опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, исследования и эксперименты с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации позволят активизировать деятельность детей.
ЧТО Я ВЫРАЩУ? Рэй Гибсон Занимательный материал по детскому экспериментированию с растениями.
ЗЕЛЕНЫЕ ЧУБЧИКИ. Даны этапы работы по выращиванию травы.