Урок русского языка в 11б классе Подготовка к сочинению- рассуждению
От анализа текста – к сочинению – рассуждению
Цель урока: ЗНАТЬ: ЗНАТЬ: - основные этапы работы с текстом. - основные этапы работы с текстом. УМЕТЬ: УМЕТЬ: - выполнять различные элементы комплексного анализа текста; - выполнять различные элементы комплексного анализа текста; - создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту. - создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Задания части С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Визитная карточка Байкала Озеро Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Визитная карточка Байкала Природная скульптура «Черепаха» Природная скульптура «Черепаха»
Визитная карточка Байкала Байкал пользуется широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Байкал пользуется широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.
Визитная карточка Байкала Особенно возросло внимание к этому удивительному озеру в последние 10 – 20 лет.
Визитная карточка Байкала В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме.
Визитная карточка Байкала Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды.
Визитная карточка Байкала Рачок эпишура – эндемик Байкала - составляет до 80% биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её.
Визитная карточка Байкала В декабре 1996 года Байкал включен в Список мирового природного наследия «ЮНЕСКО». С этого момента начинается новая страница в истории изучения озера и борьбы за его сохранение.
В.Маркин «Священный Байкал». «Священный Байкал». «Байкал – заповедная совесть страны» «Байкал – заповедная совесть страны» «Байкал – уникальное озеро» «Байкал – уникальное озеро» «Неповторимый Байкал» «Неповторимый Байкал»
ЭПИГРАФ К УРОКУ Я ночью проснулся. Мне кто – то сказал: Я ночью проснулся. Мне кто – то сказал: «Мертвое море – священный Байкал». «Мертвое море – священный Байкал». Я на себе почувствовал взор, Я на себе почувствовал взор, Будто я моря убийца и вор. Будто я моря убийца и вор. (А. Вознесенский) (А. Вознесенский)
Проблема текста: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ Эта проблема отражает взаимодействие человека и окружающей среды. Эта проблема отражает взаимодействие человека и окружающей среды.
Работа с текстом по группам тип речи стиль речи ключевые слова
В чём секрет уникальности Байкала? Необычайная чистота байкальской воды Огромный объём воды Самая пресная вода на свете Уникальный рачок эпишура Нужно сохранить чистоту Байкала Ключевые слова текста
Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания С озером Байкал связаны народные легенды В России много уникальных уголков природы, которые нуждаются в защите Красота озера и красота природы вокруг него
Композиция сочинения Композиционные части вступлениеосновная частьзаключение
Создание сочинения – рассуждения Создание сочинения – рассуждения Текст сочинения Проблема или проблемы текста вступление Комментарий к одной из проблем текста Характеристика позиции автора исходного текста Выражение собственной позиции вывод
Работа в группах 1 группа: написать вступление к сочинению, определить проблему текста; 1 группа: написать вступление к сочинению, определить проблему текста; 2 группа: прокомментировать одну из проблем текста, определить позицию автора; 2 группа: прокомментировать одну из проблем текста, определить позицию автора; 3 группа: выразить собственную позицию к поднятой автором проблеме, аргументировать своё мнение; 3 группа: выразить собственную позицию к поднятой автором проблеме, аргументировать своё мнение; 4 группа: написать вывод. 4 группа: написать вывод.
Работа с текстом (выполнение части В) 1 группа: Найдите в 18 предложении словосочетания с видом подчинительной связи – согласование. 1 группа: Найдите в 18 предложении словосочетания с видом подчинительной связи – согласование. 2 группа: выпишите из 1 предложения слово(а), образованные приставочно- суффиксальным способом. 2 группа: выпишите из 1 предложения слово(а), образованные приставочно- суффиксальным способом. 3 группа: найдите в тексте (со 2 по 8 предложения) односоставное определённо- личное предложение, входящее в состав сложного. 3 группа: найдите в тексте (со 2 по 8 предложения) односоставное определённо- личное предложение, входящее в состав сложного.
Работа экспертной группы Работа экспертной группы 1 группа 2 группа Экспертный совет (по одному представителю от каждой группы) 3 группа 4 группа
Оценка сочинения К1 – формулировка проблемы (1 балл); К1 – формулировка проблемы (1 балл); К2 – комментарий к сформулированной проблеме (2 балла); К2 – комментарий к сформулированной проблеме (2 балла); К3 – отражение позиции автора (1 балл); К3 – отражение позиции автора (1 балл); К4 – аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла); К4 – аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла); К5 – речевая связность и последовательность изложения (2 балла); К5 – речевая связность и последовательность изложения (2 балла); К6 – точность и выразительность речи (2 балла). К6 – точность и выразительность речи (2 балла).
Домашнее задание Напишите сочинение по исходному тексту. Напишите сочинение по исходному тексту. Подберите эпиграф. Подберите эпиграф. Поработайте над собственной аргументацией. Поработайте над собственной аргументацией. Поработайте над логическими переходами между частями сочинения. Поработайте над логическими переходами между частями сочинения.
Желаю успеха! Богатство языка есть богатство мыслей. Н.М. Карамзин Н.М. Карамзин
Использованные источники 1. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция 8) Москва, Педагогический университет «Первое сентября» ttp://addfun.ru/2009/03/13/krasota-prirody-bajjkala-64-foto.html 4. рачок эпишура - рачок эпишура - рачок эпишура чайки - чайки - чайки карта - карта - карта -