THIS PROJECT IS BEING PART-FINANCED BY THE EUROPEAN UNION EUROPEAN REGIONAL DEVELOPMENT FUND
Andrew Dawson, Pauli Kolisoja and Nuutti Vuorimies Tampere University of Technology Постоянная деформация Реакция покрытия дорог с низкой интенсивностью движения на тяжеловесные транспортные средства Семинар ROADEX III, Сыктывкар, Республика Коми, ноября 2007
Функциональное разрушение - Низкое сопротивление скольжению - Износ дорожной разметки - Неровная поверхность (включая ямы, трещины, пучины и т.д.) Структурное разрушение - Образование трещин - колееобразование - Чрезмерная деформация - Разрушение от больших нагрузок Как разрушается дорожное покрытие ?
Колея появляется в основном на дорогах с низкой интенсивностью движения лесные дороги неочищенные от снежного наката или немного покрытые снегом дороги трудно избежать колееобразование на дорогах, на которых сэкономили трудно ремонтировать, если дорога обработана чипсилером Колееобразование
A) «Неизлечимый» стресс от тяжелых нагрузок - Аккумуляция пластической деформации Она определяет непрерывное разрушение - Деформация от больших нагрузок приводит к образованию колеи, Как появляется колея ? P R Нагрузка Деформация (P) Колея Кол-во нагрузок = N
Аккумуляция пластической деформации от постоянных нагрузок
Повышенное потребление топлива и износ шин Почему необходимо избегать колееобразования (1) Проблемы с управлением транспортным средством
Вода на поверхности приводит к заносу автомобиля Почему необходимо избегать колееобразования(2) Образование трещин и ям
Инфильтрация воды и разуплотнение грунта Почему необходимо избегать колееобразования(3) Покрытие и система водоотвода смещаются
Применение материалов Применение материалов более высокого качества Улучшенное проектирование Правильное применение существующих материалов Поправки в отношении допустимых нагрузок ограничения (например, весенние ограничения, снижение концентрации транспортных средств) Изменение расположения шин Изменение давления шин Возможные решения
Понять вид разрушения Понять поведение материала Понять нагрузку Стратегия ROADEX
Зависит от того, как и где аккумулируется пластическая деформация : - Вид 0 = деформация верхних слоев - Вид 1 = деформация сдвига в ближайших к поверхности слоях - Вид 2 = деформация сдвига в глубоких слоях ( особенно в дорожном основании ) - Три вида колееобразования 1. Понимание вида разрушения
Вид 0 - Уплотнение Грунт материал Колея
... Бывает на всех дорогах... Может быть очень сильным при очень высоких нагрузках... Может быть устранено на любом этапе с помощью уплотнения поверхности и заполнения колеи... Грузоперевозки создают уплотнение, поэтому такое колееобразование останавливается само собой. Вид 0 Колееобразование
Вид 1 – Деформация сдвига в ближайших к поверхности слоях материал грунт колея
Вид 1 – Деформация сдвига в ближайших к поверхности слоях Пример лесной дороги
... На дорогах с плохим покрытием, которые имеют низкое сопротивление сдвигу... Восстановление таких дорог временное, так как материал остается прежним... Увеличение толщины слоя не поможет (может только ухудшить положение!) Вид 1 Колееобразование
Frozen Во время весенней оттепели : - грунт / дорожное основание заморожены - Верхние слои - оттаявшие - Водоотвод из верхних слоев невозможен из-за замороженного нижнего слоя. Происходит чрезмерное скопление влаги - - Значит, верхний слой подвержен колееобразованию Вид 1. Влияние низких температур на колееобразование
Вид 2 – Глубокий сдвиг Грунт Материал Колея
Вид 2 – Глубокий сдвиг
... Нарушает водоотвод... Необходимо избегать, потому что Находится глубоко, поэтому очень тяжело и дорого восстанавливать... Случается редко, за исключением дорог на болотах... Все аналитические подходы направлены на избежание колей вида 0 и 1 Вид 2 Колееобразование