Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «Стимул» 8 (48533)
«Сказкотерапия в системе психологической помощи» В мире много сказок, Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло! М.Шаинский М.Шаинский
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта: а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны… «Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский
Универсальность сказки: Сказка информативна. Сказка информативна. Сказка экологична. Сказка экологична. Сказка безгранична. Сказка безгранична. Сказка феерична. Сказка феерична. Сказка эмоциональна. Сказка эмоциональна. Сказка мудра. Сказка мудра.
Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка дошкольного и школьного возраста: Потребность в автономности. Потребность в автономности. Потребность в компетентности. Потребность в компетентности. Потребность в активности. Потребность в активности.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: Автономность. Автономность. Активность. Активность. Социальная компетентность: Социальная компетентность:А)мотивационного;Б)когнитивного;В)поведенческого.
Сказка помогает: 1. Развитию понимания и чувствования друг друга; 2. Повышение самооценки; 3. Развитию эмпатии; 4. Формированию позитивного отношения к своей семье; 5. Гармонизации эмоционального состояния; 6. Отработке механизмов саморегуляции; 7. Развитию уверенности в себе; 8. Развитию навыков бесконфликтного общения; 9. Развитию умения благодарить; 10. Коррекции нежелательных черт характера и поведения; 11. Обучению отреагирования эмоций в конфликте; 12. Развитию вариативности и оригинальности мышления; 13. Активизации познавательного интереса и мыслительного процесса.
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». Сухомлинский В.А. Относительность. Относительность. Независимость последствий. Независимость последствий. Готовность дать сдачи. Готовность дать сдачи. Использование наказания для исправления и перевоспитания. Использование наказания для исправления и перевоспитания. Натуралистические взгляды на неудачу. Натуралистические взгляды на неудачу.
Для реализации программы необходимы три этапа работы: Диагностический этап. Диагностический этап. Формирующий этап. Формирующий этап. Контрольный этап. Контрольный этап.
Методы диагностики и исследования нравственной сферы: Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания: Метод «Беседа» Метод «Беседа» Методика «Закончи историю» Методика «Закончи историю» Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания: Методика «Сюжетные картинки» Методика «Сюжетные картинки» Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания: Методика «Сделаем вместе» Методика «Сделаем вместе» Методика «Подели игрушку» Методика «Подели игрушку» Методика «Проигрышная лотерея» Методика «Проигрышная лотерея»
«Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать много сказать миру добра» Н.В. Гоголь Цель – формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие уверенности в себе. Задачи: 1. Обучение навыкам общения; 2. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; 3. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; 4. Развитие эстететических способностей.
Тематический план Психогимнастика (5 часов) Психогимнастика (5 часов) Танцевальная терапия (5 часов) Танцевальная терапия (5 часов) Куклотерапия (% часов) Куклотерапия (% часов) Музкотерапия (5 часов) Музкотерапия (5 часов) Проективный рисунок (5 часов) Проективный рисунок (5 часов) Сказкотерапия (5 часов) Сказкотерапия (5 часов) Театроведение (8 часов) Театроведение (8 часов)
Результаты: Чаще оценивать ситуацию («нужно ли проявлять чувства или это повредит в настоящий момент»); Чаще оценивать ситуацию («нужно ли проявлять чувства или это повредит в настоящий момент»); При необходимости контролировать свои чувства (эмоциональное состояние),направляя их на улучшение сложившийся ситуации; При необходимости контролировать свои чувства (эмоциональное состояние),направляя их на улучшение сложившийся ситуации; Если улучшения не следует, то направлять потенциал в сферу творчества, не мешая никому, но помогая себе; Если улучшения не следует, то направлять потенциал в сферу творчества, не мешая никому, но помогая себе; Делать выводы на основе наблюдений за зависимостью эмоций и чувств от фактов внешнего воздействия; Делать выводы на основе наблюдений за зависимостью эмоций и чувств от фактов внешнего воздействия; Практически находить и ощущать свои способности; Практически находить и ощущать свои способности; Чутко взаимодействовать с внешним миром; Чутко взаимодействовать с внешним миром; Чувствовать на себе влияние другого человека и определять положительное оно или отрицательное; Чувствовать на себе влияние другого человека и определять положительное оно или отрицательное; Использовать навыки актерского мастерства и чувство юмора для изменения эмоционального состояния. Использовать навыки актерского мастерства и чувство юмора для изменения эмоционального состояния.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий даёт возможность помочь ребёнку, подростку справиться со своими проблемами, имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
У каждого из нас Внутри талант таится, И очень важно в детстве Дать ему раскрыться.