Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики К.Р. Червинская, СПбГУ, Лаборатория клинической психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

Апробация модели экспертно-методического центра в области юриспруденции: результаты и перспективы Проблемы подбора и подготовки экспертов по оценке и сертификации.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Информационные технологии в деятельности психолога Психодиагностика и психологическая экспертиза Выполнили: Булатова Э, Мелитаури М, Ситникова А.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Сетевая ОЭП «Реализация качественного образования на основе компетентностного подхода» гг.
1 СТАНДАРТЫ 2004 – 2009: «покой на только снится».... С.А.Бешенков Москва 2009.
Профиль подготовки « Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра» Руководитель магистерской программы д.п.н.,
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Структура и этапы создания экспертных систем. Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирую- щие знания специалистов в конкретных.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
@ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( федеральный уровень Основная общеобразовательная программа дошкольного.
Транксрипт:

Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики К.Р. Червинская, СПбГУ, Лаборатория клинической психологии СПб ПНИ им. В.М.Бехтерева СПб ПНИ им. В.М.Бехтерева

Экспертные психодиагностические системы (ЭПС) – новое направление и новая методология развития современной психологической диагностики ТЕЗИС 1

Экспертные психодиагностические системы (ЭПС) - компьютерные психодиагностические методики, осуществляющие вербальную интерпретацию результатов тестирования испытуемых на основе базы психодиагностических знаний – специальным образом формализованных знаний специалистов – экспертов – клинических психологов, обладающих опытом применения интерпретационных схем методики в процессе обследования испытуемых..

Центральной проблемой создания психодиагностической технологии, лежащей в основе ЭПС является разработка моделей интерпретации тестовых данных и, как следствие, формализованных баз психодиагностических знаний, на основе которых ЭПС строит психодиагностическое заключение на каждого конкретного испытуемого

Актуальность создания моделей интерпретации тестовых данных 1. Дальнейшая стандартизация тестового метода. 2. Тиражирование экспертного опыта по интерпретации тестовых данных. 3. Обучение медицинских психологов. 4. Необходимость создания эффективного и качественного профессионального психодиагностического инструментария для психологов

Один из способов преодоления методологических проблем психодиагностики в области разработки методик, соответствующих современным требованиям, является создание компьютерных психодиагностических методик, осуществляющих вербальную интерпретацию результатов тестирования на основе технологии инженерии знаний. Один из способов преодоления методологических проблем психодиагностики в области разработки методик, соответствующих современным требованиям, является создание компьютерных психодиагностических методик, осуществляющих вербальную интерпретацию результатов тестирования на основе технологии инженерии знаний.

Инженерия знаний (от англ.: «Knowledge Engineering») -- научная дисциплина, изучающую проблемы извлечения, структурирования, представления, формирования, обработки и приобретения знаний, с целью построения интеллектуальных систем.

Психологическая концепция извлечения экспертных знаний Психологическая концепция извлечения экспертных знаний способствует формулированию методологии построения моделей интерпретации тестовых данных в области медицинской психодиагностики

Основная фигура –. Основная фигура – эксперт. Эксперт -- носитель или обладатель важного для извлечения знаний психологического свойства – Эксперт -- носитель или обладатель важного для извлечения знаний психологического свойства – экспертности Экспертность -- индивидуальный опыт эксперта, характеризующийся наличием знаний, умений и навыков, адекватных проблемам предметной области, и способствующий их решению, а также готовность к передаче этого опыта, проявляющаяся в способности к эксплицированию знаний, умений, навыков. АБВГ ДЕЖ

Ф Ф еномены : особая форма организации экспертных знаний; – –«экспертная категоризация» – –«экспертная процедурализация» феномен подразумеваемых знаний; феномен подверженности экспертов когнитивным искажениям; Гипотезы Особенности когнитивного функционирования; Система координат измерения понятия «экспертность»

Феномен - Феномен -Экспертная процедурализация --. Трудности эксплицирования экспертных знаний -- Свернутость экспертных рассуждений: необходимость «развернуть» экспертные рассуждения в виде взаимосвязанных продукционных правил.. Пути преодоления трудностей -- * Пути преодоления трудностей -- *Процессуальный аспект извлечения знаний: выделение стадии структурирования или концептуального анализа знаний. *Операционально-инструментальный аспект извлечения экспертных знаний: проведение процедурализации путем использования инструментов структурирования.

Феномен – Феномен –Эффект проекции -- Трудности эксплицирования экспертных знаний -- Искажение экспертных представлений вследствие опоры когитолога на свои, а не экспертные представления. Пути преодоления трудностей – Пути преодоления трудностей – Умение когитолога занять позицию наблюдателя, осознание дистанции между своими представлениями и представлениями другого человека в сочетании с высокой степенью рефлексии относительно экспертных высказываний, а не своих мыслей.

Три аспекта описания : коммуникативный (рассмотрение концепции извлечения экспертных знаний с точки зрения процессов коммуникации и коммуникативной деятельности) операционально-инструментальный (использование теоретико-психологических оснований антропоцентрического подхода в инженерной психологии ); процессуальный (рассмотрение концепции извлечения экспертных знаний с динамической точки зрения ), составляют ядро концепции извлечения экспертных знаний

Под извлечением экспертных знаний понимается процесс выявления и структурирования знаний эксперта по решению проблем предметной области, осуществляемый в результате взаимодействия когитолога и эксперта, с целью построения модели экспертных представлений и рассуждений