Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» г. Магнитогорска Логиновой Т.В.
ТУМАН, ГОЛУБОЙ, БЕЛЕТЬ,ОДИНОКИЙ, МОРЕ, ПАРУС «СОБЕРИТЕ» «РАССЫПАВШЕЕСЯ» ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ В ТУМАНЕ МОРЯ ГОЛУБОМ… ? М.Ю.Лермонтов СЛОВОФОРМЫ «СЦЕПЛЕНЫ» ПОПАРНО ОДИН ИЗ ЗАКОНОВ СИНТАКСИСА где? какой? каком? чего? БЕЛЕЕТ В ТУМАНЕ Х В ТУМАНЕ ГОЛУБОМ Х ПАРУС ОДИНОКИЙ Х В ТУМАНЕ МОРЯ Х
(греч. «syntaxis» – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое (текст)
ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ СОЧИНИТЕЛЬНАЯПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ Сочетание равноправных слов в словосочетании или простых предложений в составе сложносочиненного и бессоюзного сложного Сочетание главного и зависимого слова в словосочетании или главного и придаточного предложения в составе сложноподчиненного В сочетании словВ предложенииВ словосочетанииВ предложении Димка сидел на завалинке и думал, а дед Егор чинил прохудившуюся сеть. СИДЕЛ И ДУМАЛ Димка своего деда любит и знает, что он в войну с фашистами смело воевал… своего деда смело воевал его уважают ?? как? чьего? кого? о чем? Х Х Х
( от латинского «textus» «ткань», «сплетение», «соединение», «связь») это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств
СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОЕ И СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО КОМПОЗИЦИОННОЕ И СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО ЧЛЕНИМОСТЬ НА АБЗАЦЫ (микротемы) ЧЛЕНИМОСТЬ НА АБЗАЦЫ (микротемы) НАЛИЧИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ НАЛИЧИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНЧЕННОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ ИДЕЕЙ (ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ) ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ ИДЕЕЙ (ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ) ТО, О ЧЕМ ИЛИ О КОМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ – ТО, ЧТО АВТОР ГОВОРИТ О ТЕМЕ, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ВЫРАЖАЕТ К ТЕКСТУ МОЖНО ПОДОБРАТЬ ЗАГОЛОВОК, ОТРАЖАЮЩИЙ ТЕМУ ИЛИ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ К ТЕКСТУ МОЖНО ПОДОБРАТЬ ЗАГОЛОВОК, ОТРАЖАЮЩИЙ ТЕМУ ИЛИ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ
КОМПОЗИЦИОННОЕ И СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО КОМПОЗИЦИОННОЕ И СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО НАЛИЧИЕ НАЧАЛА, КОНЦА ТЕКСТА, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ НАЛИЧИЕ НАЧАЛА, КОНЦА ТЕКСТА, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ЧЛЕНИМОСТЬ НА АБЗАЦЫ (МИКРОТЕМЫ) ЧЛЕНИМОСТЬ НА АБЗАЦЫ (МИКРОТЕМЫ) Микротема – часть темы; все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац, то есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Микротема – часть темы; все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац, то есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
НАЛИЧИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ НАЛИЧИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ЦЕПНАЯ (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ) СВЯЗЬ 1. Д – Н 2. Д – Н 3. Д – Н ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ Д Н Н Н Н Н
отражаются в воде Х где? в чем? красивым пейзажем Х каким? Сочетание двух самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически
Коммуникативная единица, которая служит для выражения мыслей, чувств и обладает интонационной и смысловой законченностью Ура! Я всё понял! Теперь у меня по русскому языку будет «пятерка»!
строение значение функция пунктуация
На Урал мое сердце летело, Пусть Урал его сохранит.. Л.Татьяничева мое сердце на Урал летело пусть сохранит его Наличие главной и зависимой части Наличие грамматической основы Х Х Х чье? куда? кого?
Реки, озера всё мельче, Можно ль жажду без них утолить ? Можно ли братьев, доверчивых, меньших, В Красную книгу переселить ? Кто же нам простит всё это ? Пока не поздно, кричи : Болеет наша планета – Давайте её лечить ! А. Горская называет предметы, действия, признаки более точно выражает сообщение (информацию), вопрос или побуждение к чему-либо жажду утолить братьев доверчивых наша планета Х Х Х что? каких? чья?
Шел, тропа Шел по тропе Говор, ручеёк Говор ручейка служит для соединения словоформ в предложении Выполняет коммуникативную функцию
Снова глаза закрываю несмело, Вспомнить пытаясь детство своё … Помнится только : матушка пела … Песней наполнено сердце моё. К. Скворцов пунктуационное оформление служит для передачи смысловой и интонационной расчлененности речи снова закрываю закрываю несмело детство своё песней наполнено словосочетание не имеет пунктуационногооформления
В презентации были использованы следующие материалы: 02/ _untitled-1.jpg - веселые человечки 02/ _untitled-1.jpg e/Cartoon-Clipart-Free-04.gif - ученик за партой e/Cartoon-Clipart-Free-04.gif Отрывки из произведений Р. Дышаленковой, Л.Татьяничевой, А.Горской, К.Скворцова (Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5-9 кл., кл./сост. Крохалева Т.И., Соловьева Т.В. и др. – Челябинск, «Взгляд», 2002, ткачиха -