Методическая тема 2008/09 год «Воспитание толерантности как фактор формирования успешной личности в условиях вечерней сменной общеобразовательной школы» г
Статус опытно-экспериментальной площадки присвоен школе г. согласно решению Совета Развития отдела образования администрации Колпинского района Санкт-Петербурга. Руководители проекта: Кравцов А.О., к.п.н., доцент РГПУ им.Герцена; Рясько М.Н., директор ГОУ ВСОШ 170.
Ключевые задачи: 1. Исследовать состояние проблемы толерантности в школе; 2. Обеспечить готовность участников опытно-экспериментальной работы к реализации поставленных задач; 3. Реализовать содержание ОЭР через программные мероприятия.
, сроки, название отчетного этапа Цель, задачи этапа Ожидаемые результаты Основные показатели и критерии результативности Основное содержание деятельности Полученные положительные результаты ЗапланированныеНезапланированные I, II, III этапы: 2006/07 уч.г. 2007/08 уч.г. Формирование качеств и установок толерантной личности. а) формирование позиции ненасилия; б) обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; в) развитие умений и навыков работать в команде. г) повышение квалификации участников ОЭР по заявленной проблеме. 1.Снижение уровня агрессивных и враждебных реакций; 2)Уменьшение количества конфликтных ситуаций среди участников образовательног о процесса 3) Снижение числа правонарушени й среди уч-ся ВСОШ. - уровень физической и словесной агрессии; -количество зафиксированны х конфликтных ситуаций; - количество учащихся, совершивших преступление. - коррекционно- тренинговые занятия, направленные на снижение уровня агрессивности; -занятия по социальной практике; - через уроки обществознания; - интерактивные занятия « Мир людей » ; - тренинг « Жить в мире с собой и другими » и т.д. - кл. часы на тему: « Воспитание толерантной личности » ; - прохождение учителями курсов повышения квалификации на базе Высш.школы экономики, ЦПКС, семинаров на базе СПбАППО, ДТДиМ). 1.Снижение уровня агрессивных и враждебных реакций: 2006/07уч.г.: физической агрессии – 64%словесной агрессии – 53% 2007/08 уч.г.: физической агрессии – 38%словесной агрессии – 28% 2.Уменьшение количества конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса г.-10 чел г.-6 чел. ( г.-2 чел.) (в 2 и более раз); 3.Снижение числа правонарушений среди уч-ся ВСОШ г.- 20чел г.- 15чел г. - 13чел. 4.Повышение компетентности учителей. -снижение высокого уровня самоагрессии (чувство вины) 2005/06 -67% выс.ур. 2008г-45% выс.ур. - снижение уровня обиды 2006г.- 56% 2008г.- 33% - уменьшилось количество обращений учителей к администрации школы, по поводу грубых нарушений дисциплины уч-ся. - индекс агрессивности г.-52% г.-22% -индекс враждебности г.-39% г.-28%
Интеллектуальная игра "Все флаги в гости будут к нам…" Задачи: сформировать у подростков чувство сопричастности к событию мирового масштаба – Олимпиаде Ожидаемый результат: пробуждение чувств патриотизма и национальной гордости за своё Отечество; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Своя игра "Страна мушкетёров"
Коллективное творческое дело "Страна восходящего солнца" Задачи: показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий. Ожидаемый результат: на основе переосмысления ценностей своей и чужой культуры происходит переход отношений в нравственные чувства: симпатия, жалость, сострадание, сочувствие, стыд, совесть, гордость, чувство достоинства, уважение к старшим и др.
Игровая программа «О, спорт! Ты – мир!» Задачи: сформировать образное представление о знаменитом празднике, его вкладе в мировую историю. Ожидаемый результат: понимание толерантности как качества, которое способно предотвратить войну, которое делает возможным достижение мира во всём мире.
Работа с педагогическим коллективом Семинар 1 « Взаимодействие ученика и учителя» Семинар 2 «Психологический комфорт на уроке» Семинар 3 «Толерантность: механизмы формирования»
«Деятельность администрации по формированию у учащихся общечеловеческих ценностей, развитию культуры межнациональных, межэтнических отношений, воспитание толерантности» Районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе 20 ноября 2008 года
Основные
Ведущая идея эксперимента: толерантность – это, прежде всего, чуткость, умение понять и принять чужую точку зрения, умение признавать и уважать людей, которые отличаются от нас своими убеждениями, взглядами, внешностью, социальной принадлежностью.
снизился уровень агрессивных и враждебных реакций учащихся(Диаграмма 1)Диаграмма сократилось количество конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса (Диаграмма 2);(Диаграмма 2); значительно снизилось число правонарушений среди учащихся школы (Диаграмма 3);Диаграмма 3); положительная динамика уровня толерантности положительная динамика уровня этнической толерантности (Диаграмма 4).Диаграмма 4).
УЧАЩИЕСЯ Признают равноправие всех народов и представителей разных национальностей Знают, что в Конституции закреплено равенство всех людей, независимо от расы и национальности «Ненавижу всех чужих» Одобряют деятельность скинхедов Скинхеды - позор России Разделяют националистические идеи 37 % 98 % 10 % 15 % 27 % 40 %
Уровень агрессивных и враждебных реакций Количество конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса
Число правонарушений среди учащихся ВСОШ 170 Динамика уровня этнической толерантности
Динамика уровня самоагрессии (чувства вины) Динамика уровня обиды
РОДИТЕЛИ Толерантность - актуальная проблема Разделяют националистические взгляды 55 % 28 % 11 % Необходимо учить детей строить взаимоотношения с другими людьми ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К МЕРОПРИЯТИЯМ, ОРГАНИЗУЕМЫМ В ШКОЛЕ
УЧИТЕЛЯ Явно интолерантны Могут и должны формировать толерантные отношения в школе Неявно интолерантны 94 % 24 % 0 % Повышение профессионализма педагогов по проблеме эксперимента
Подведение итогов Отчет на коллегии администрации Колпинского района 2009г Печатные публикации Учителя Купряшиной Л.А.
Участие в выставке методических (сценарных) разработок «Верны России: верим в Россию!», «Верны России: верим в Россию!», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне ( г.г.). Учитель Купряшина Л.А.