Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста
Обучение в школе 1.Получение базовых знаний, умений и навыков по естественно- научным и гуманитарным дисциплинам 2.Интеллектуальное, культурное и физическое развитие школьников для обучения в профессиональном учебном заведении 3.Школьное образование получают все.
Обучение в вузе 1.Значительное повышение своего научно-теоретического и культурного уровня 2.Приобретение умения работать на современном уровне по специальности
Обучение в вузе 3.Научиться жить в социуме (в обществе), взаимодействовать с другими людьми, быть гражданином, быть готовым создать семью, воспитывать следующее поколение. 4.Высшее образование получают лучшие, элита общества. Задача вуза – сформировать личность.
Что такое высшее образование? Высшее образование – формирование личности человека как профессионала, способного успешно выполнять производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми.
Какое образование надо получить? Образование должно соответствовать требованиям времени. Требования вырабатывает жизнь.
Характерные черты XXI века Глобализация Всеобщая коммуникация Постоянная модернизация Информатизация
Мировые тенденции развития высшего образования 1.Студентоцентризм В центре внимания – достижения студента Студент – активный участник образовательного процесса, возрастает роль его самостоятельной работы Повышаются права студента, самостоятельность и ответственность
Мировые тенденции развития высшего образования 2.Компетентностно- ориентированное образование Образование нацелено на результат, умение успешно жить и работать Результаты образования – усвоенные знания и сформированные компетенции, в том числе социально- личностные
Мировые тенденции развития высшего образования 3.Массовость высшего образования Проблема качества образования Многоуровневость: в мире – бакалавр, магистр, доктор; в Беларуси – специалист, магистр, кандидат наук, доктор наук
Мировые тенденции развития высшего образования 4.Образование через всю жизнь Невозможно получить знания на всю жизнь В вузе необходимо: получить базовые знания и компетенции, научиться учиться, сформировать мотивацию к самообразованию и самосовершенствованию
Высокое качество образования – соответствие требованиям потребителей: Студента (его родителей) Общества и государство Работодателей
Цели личности: Достижение соответствующего статуса в обществе и материального благополучия Повышение интеллектуального уровня Полезность для общества
Цели общества и государства: Развитие национальной культуры и экономики Повышение образованности (интеллектуального уровня) общества
Цели работодателей: Устойчивость производства Инновационное развитие производства Увеличение прибыли
Общие цели Все потребители должны ценить не дипломы, не только знания, а готовность действовать на основе знаний, умений и навыков, т.е. компетентность
Компетенция/компетентность Характеристика личности специалиста, определяющая готовность использовать свой потенциал (знания, умения, опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной социальной или профессиональной области.
Компетентность- характеристика интегральной деятельности специалиста (компетентный врач, компетентный преподаватель). Компетенция- характеристика одного качества или одной области деятельности. Это структурная единица компетентности.
Структура компетенций В белорусских стандартах: Социально-личностные Академические Профессиональные В российских стандартах: Общекультурные (ОК) Профессиональные (ПК)
Компетентностная модель образования Изменения парадигмы образования от знаниево- предметной к деятельностной (готовность, способность действовать, решать жизненные и профессиональные междисциплинарные проблемы).
Результаты образования Ожидаемые и измеряемые конкректные достижения выпускников (студентов), которые показывают, что будет способен делать выпускник (студент) по завершению всей или части образовательной программы
Результаты обучения должны позволить: Студентам- видеть, что от них ожидается; Преподавателям- уделить главное внимание будущим достижениям студентов; Работодателям- получить информацию о возможностях выпускников.
Особенности белорусских стандартов нового поколения 1. Компетентностный подход (формат). 2.Студентоцентризм образования. 3.Акцент на самостоятельную работу студентов. 4. Переход на инновационные модели и технологии обучения. 5. Усиление междисциплинарности.
План эссе:Мои планы обучения в университете 1.Мои жизненные планы и интересы. Цель поступления в университет. 2.Как я понимаю современное компетентностно- ориентированное высшее образование? 3.Какие социально-личностные качества (компетенции) я хочу сформировать у себя? 4.Моя специальность, представление о будущей деловой карьере.