Адаптация ребёнка к школе Трудности обучения первоклассников
Повестка собрания: Признаки готовности ребёнка к обучению в школе. Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни. Организация учебного процесса в 1 классе. Режим дня первоклассника. Разное.
Готовность к школьному обучению включает в себя: Личностную готовность. Интеллектуальную готовность. Социально-психологическую готовность.
Личностная готовность Формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции (школьника, имеющего круг прав и обязанностей). Наличие положительной учебной мотивации. Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Интеллектуальная готовность Развитое воображение. Определённый уровень развития мыслительных операций (анализ и синтез, классификация, сравнение и обобщение). Интерес к знаниям и процессу их получения. Развитие речи. Развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.
Социально-психологическая готовность Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке и т.д.
Учебный год в 1 классе делится на АДАПТАЦИОННЫЙ (2 месяца) и ОСНОВНОЙ периоды.
Признаки успешной адаптации: Ребёнок охотно идёт в школу и активно относится к учёбе. Ребёнок привыкает к учителю, коллективу, приобретает друзей. Ребёнок старается проявить себя в деятельности (предлагает помощь, принимает поручения и т.д.). Ребёнок с желанием и без видимого напряжения выполняет школьные обязанности. Ребёнок спокоен, приветлив, у него преобладает хорошее настроение.
Причины затруднённой адаптации: Слабое здоровье. Слабый тип нервной системы. Ребёнок предпочитает игровую деятельность учебной. У ребёнка не сформирован произвольно- контекстный тип общения со взрослым. У ребёнка не сформирован кооперативно- соревновательный тип общения со сверстниками.
Организация учебного процесса в 1 классе Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, оптимальная - 20 человек. Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала Продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не более 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков. Продолжительность учебного года – 32 недели. Каникулярное время – не менее 37 дней.
Домашний режим ученика 1 класса Выполнение домашних заданий. Занятия в соответствии с собственными склонностями. Сон. Оптимальная двигательная активность. Рациональное питание. Закаливание. Личная гигиена.
Выполнение домашних заданий: Не ранее, чем через 2-2,5 часа после возвращения из школы (обед, активный отдых на воздухе, дневной сон), но не позже 19 часов. Затраченное время – не более 2 часов. Наличие удобного рабочего места, хорошего освещения, должного воздушно-теплового режима. Отсутствие отвлекающих факторов. Поддержание порядка на рабочем месте. Выполнять сначала письменные, а затем – устные задания. Каждые 40 минут устраивать небольшой отдых.
Домашний режим ученика 1 класса Выполнение домашних заданий. Занятия в соответствии с собственными склонностями. Сон. Оптимальная двигательная активность. Рациональное питание. Закаливание. Личная гигиена.
Организация сна Выработка привычки ложиться и вставать в одно и то же время. Сон – не менее часов в сутки, включая дневной сон (час-полтора). Правильная организация сна (постель, постельное бельё, ночная одежда, гигиенические процедуры, должный воздушно-тепловой режим, минимум внешних раздражителей). Современное телевидение и компьютер – враг детского сна!
Домашний режим ученика 1 класса Выполнение домашних заданий. Занятия в соответствии с собственными склонностями. Сон. Оптимальная двигательная активность. Рациональное питание. Закаливание. Личная гигиена.
Желаю успеха!