Психологическаяготовность ребёнка к школе
Ребёнок не готов к школе, если: настроен исключительно на игру; настроен исключительно на игру; недостаточно самостоятелен; недостаточно самостоятелен; чрезмерно возбудим, неуправляем; чрезмерно возбудим, неуправляем; не умеет сосредоточиться на задании; не умеет сосредоточиться на задании; мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы и т.д.; мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы и т.д.; имеет серьезные нарушения речевого развития; имеет серьезные нарушения речевого развития; не умеет общаться со сверстниками и взрослыми. не умеет общаться со сверстниками и взрослыми.
« Школьная зрелость» или « Школьная зрелость» или психологическая готовность ребёнка к школьному обучению - психологическая готовность ребёнка к школьному обучению - достижение ребёнком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. достижение ребёнком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Психологическая готовность: Личностная и социальная готовность Личностная и социальная готовность Волевая и эмоциональная готовность Волевая и эмоциональная готовность Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность
Социальная и личностная готовность ребёнка Роль школьника Роль школьника Отношение к школе Отношение к школе Отношение к учителю и учебной деятельности Отношение к учителю и учебной деятельности Отношение к сверстникам Отношение к сверстникам Отношение к родным и близким Отношение к родным и близким Отношение к самому себе Отношение к самому себе
Тест "Лесенка"
Волевая и эмоциональная готовность ребёнка к школе 1. Способность ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. 2. Мотивация к обучению, умение управлять эмоциями. 1. Способность ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. 2. Мотивация к обучению, умение управлять эмоциями.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Что важно уметь и понимать ребёнку при поступлении в школу Фонематический слух Чувство величины Последовательность изложения мыслей Ориентация в пространстве
Выявить отношение ребёнка к школьному обучению вам поможет небольшая беседа. Выявить отношение ребёнка к школьному обучению вам поможет небольшая беседа. 1. Хочешь ли ты учиться? 2. Как ты думаешь, что в школе хорошего и интересного? 3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться: 1. Хочешь ли ты учиться? 2. Как ты думаешь, что в школе хорошего и интересного? 3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться: с учительницей в школе или дома с мамой? 4. Что делает учитель в школе? 5. Для чего нужен в школе звонок? и т. д. с учительницей в школе или дома с мамой? 4. Что делает учитель в школе? 5. Для чего нужен в школе звонок? и т. д.
1. Легко ли ваш ребёнок вступает в контакт с незнакомыми детьми? 2. Нравится ли он сам себе? 3. Часто ли ваш малыш обижается и плачет? 4. Участвует ли он в играх-соревнованиях? 5. Есть ли у ребёнка желание играть со сверстниками? 6. Часто ли он участвует в драках? 7. Как малыш выходит из конфликтных ситуаций? 8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется? 9. Разговорчив ли ваш ребёнок или молчалив? 10. Спокойный ли у него сон? 11. Есть ли у вашего малыша друзья? 12. Принимают ли его в игру знакомые дети? 13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)? 14. Умеет ли ребёнок отстаивать своё мнение? 15. Есть ли у него трудности с речью? 1. Легко ли ваш ребёнок вступает в контакт с незнакомыми детьми? 2. Нравится ли он сам себе? 3. Часто ли ваш малыш обижается и плачет? 4. Участвует ли он в играх-соревнованиях? 5. Есть ли у ребёнка желание играть со сверстниками? 6. Часто ли он участвует в драках? 7. Как малыш выходит из конфликтных ситуаций? 8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется? 9. Разговорчив ли ваш ребёнок или молчалив? 10. Спокойный ли у него сон? 11. Есть ли у вашего малыша друзья? 12. Принимают ли его в игру знакомые дети? 13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)? 14. Умеет ли ребёнок отстаивать своё мнение? 15. Есть ли у него трудности с речью?
Тест для родителей на определение готовности ребёнка к школе 1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? 2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 3. Может ли ваш малыш в течение минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)? 4. Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей? 5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений? 6. Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8. Умеет ли ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам? 9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке? 1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? 2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 3. Может ли ваш малыш в течение минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)? 4. Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей? 5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений? 6. Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8. Умеет ли ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам? 9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 11. Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки? 13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных? 16. Есть ли у вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? 17. Любит ли ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.? 11. Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки? 13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных? 16. Есть ли у вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? 17. Любит ли ваш ребёнок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.?
Выводы: Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребёнком. Если ваш малыш может справляться с содержанием вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребёнком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Удачи и успехов!