ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: Нурутдинова Т.С.
Психологическая готовность Психологическая готовность это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь).
Виды готовности к школе 1. Личностная готовностьЛичностная готовность 2. Волевая готовностьВолевая готовность 3. Интеллектуальная готовностьИнтеллектуальная готовность
Аспекты школьной зрелости Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: 1. Интеллектуальная зрелостьИнтеллектуальная зрелость 2. Эмоциональная зрелостьЭмоциональная зрелость 3. Социальной зрелостиСоциальной зрелости
Процедура определения психологической готовности к школе Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.
Волевая готовность В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра. Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.
Интеллектуальная готовность Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Интеллектуальная зрелость это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы