Мониторинг экономики образования ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И О РАБОТОДАТЕЛЯХ … Наталья Ковалева, ГУ-ВШЭ
2 Мониторинг экономики образования – система сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования – обеспечил формирование принципиально новой информационной базы для осмысления процессов, происходящих в сфере образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений – 2008 гг. /
3 Заказчики и исполнители: Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию Федеральное агентство по статистике и ГМЦ Росстата Государственный университет – Высшая школа экономики Фонд «Общественное мнение» Аналитический центр Юрия Левады
4 Источники информации Государственная статистика. Опрос домохозяйств - более 9000 интервью по общероссийской выборке (в т. ч. в Москве) и дополнительно 3000 интервью – по московской выборке. Опрос руководителей образовательных учреждений - более 1200 учреждений ВПО, СПО, НПО. Опросы учащихся и преподавателей - почти 3300 преподавателей и более 7330 учащихся (или их родителей). Опрос работодателей - репрезентативный выборочный опрос 1000 руководителей предприятий шести секторов экономики России – промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и деловые услуги. Пилотное статистическое обследование – около 100 учреждений ВПО, СПО, НПО. Фокус-группы.
5 Оценка финансовых потоков в отрасли Образование (млрд. руб.) Б ю д ж е т ы (1036) Обучение на рабочем месте (480) Дополнительное образование (47) Детское дошкольное образование (173) Общее образование (508) Начальное профессиональное образование (54) Высшее профессиональное образование (320) Среднее профессиональное образование (83) Средства предприятий (41) ЧастныелицаЧастныелица СопутствующиерасходыСопутствующиерасходы С р е д с т в а с е м е й (547) - Источники финансирования
6 Расходы на образование: 2003* (млрд. долл. США, по паритету покупательной способности национальных валют) * Включая расходы семей ** 2005 г. США Канада Россия ** Великобри- тания Франция Млрд. долл. США
7 Расходы на образование в расчете на одного учащегося (студента): 2003* (тыс. долл. США, по паритету покупательной способности национальных валют) * Включая расходы семей ** 2005 г. Общее образование НПО СПО ВПО Среднее и поствторичное нетретичное Высшее образование Среднее и поствторичное нетретичное Высшее образование Среднее и поствторичное нетретичное Высшее образование Среднее и поствторичное нетретичное Высшее образование США Канада Великобри- тания Франция Тыс. долл. США Россия **
8 Образование и рынок труда Структура профессионального образования не адекватна потребностям рынка труда. На рынке труда наблюдается острый дефицит квалифицированных рабочих и линейных специалистов: об этом заявили, соответственно, 38 и 17 % опрошенных работодателей (2006 г.) Бизнес свертывает контакты с системой образования. Система образования теряет новые «дорогие» образовательные рынки. Прямые расходы бизнеса на образование составляют около 0.1.% ВВП, но их альтернативные затраты (фактическое обучение на рабочем месте с выплатой заработной платы) по предварительной оценке могут достигать 2.5% ВВП.
9 Доля работающих не по специальности ( в процентах к числу работающих, имеющих профессиональное образование) Образование и рынок труда Лица с высшим образованием Лица со средним профессиональным образованием % %
10 Образовательные сигналы на рынке труда: прием на должности специалистов (важность характеристик по пятибалльной шкале)
11 Образовательные сигналы на рынке труда: известность и местоположение вуза
12 Формы сотрудничества предприятий с учреждениями ВПО
13 Формы сотрудничества с учреждениями СПО
14 Формы сотрудничества с учреждениями НПО
15 Распространенность практики найма выпускников учреждений профессионального образования
16 Оценка выпускников вузов руководителями предприятий средняя по 5-балльной шкале: 1- низшая, 5 – высшая Уровень профессиональных знаний – ,7 Уровень обучаемости (усвоения новых знаний и навыков) 2004 – – – 4.2
17 Оценка выпускников учреждений СПО руководителями предприятий средняя по 5-балльной шкале: 1- низшая, 5 – высшая Уровень профессиональных знаний – ,5 Уровень обучаемости (усвоения новых знаний и навыков) 2004 – – – 3.9
18 Оценка выпускников учреждений НПО руководителями предприятий средняя по 5-балльной шкале: 1- низшая, 5 – высшая Уровень профессиональных знаний 2004 – – – 3.3 Уровень обучаемости (усвоения новых знаний и навыков) 2004 – – – 3.7
19 Динамика потребности в дополнительном обучении вновь принятых работников
20 Распространенность переподготовки: отраслевые различия
21 Как Вы считаете, для чего прежде всего сегодня стоит получать высшее образование?
22 Новые рынки: образование взрослых По каким из перечисленных причин Вы решили пойти учиться? % от числа учившихся взрослых В настоящее время обучается до 14% взрослых, а в ближайшие 1–2 года этот показатель может увеличиться до 21%.
23 Система образования не захватывает новые «дорогие» рынки Предприятия за последние годы создали собственную систему переподготовки и дополнительного образования. 29% опрошенных предприятий ведут собственную образовательную деятельность: 15% – имеют курсы переподготовки, 11% – учебные центры, по 2% – ПТУ, колледжи и вузы. Работодатели также предпочитают направлять работников на обучение на другие предприятия, а не в официальные образовательные учреждения.
24 Менеджмент образовательных учреждений малоэффективен Сохраняется установка на постоянный рост платежеспособного спроса. Идея сокращения неэффективных образовательных программ не пользуется популярностью.
25 ВПО СПО НПО сократить прием на некоторые программы увеличить прием на некоторые программы закрыть программы, не пользующиеся спросом открыть программы, пользующиеся спросом открыть бюджетные программы Изменение структуры образовательных программ Планируют в ближайшие год-два
26 Аналитические исследования Комплексная оценка рынков образовательных услуг Изучение образовательных стратегий семей Экономическое поведение учреждений образования Взаимосвязи образовательных и экономических стратегий учреждений образования Образование и рынок труда Стратегии предприятий в сфере образования Непрерывное образование Анализ финансовых потоков в сфере образования Сценарии и прогнозы развития системы образования
27 Эффекты мониторинга Методологические – отработка новых индикаторов и показателей, оригинального инструментария сбора статистической и социологической информации. Информационные – получение принципиально новых данных, комплексно характеризующих сферу образования в Российской Федерации и ее регионах. Аналитические – использование принципиально нового информационного поля для проведения исследований и прогноза развития образования.
28 Эффекты мониторинга Управленческие – информация мониторинга действительно ориентирована на цели разработки образовательной политики и поддержку принятия решений: оценка совокупных расходов на образование из всех источников образовательные траектории и динамика расходов семей на образование детей и взрослых; количественные оценки теневых расходов и коррупции в сфере образования конкурентные стратегии образовательных учреждений стратегии работодателей и масштабы внутрифирменного обучения прогнозы потоков обучающихся и финансовых средств оценка эффектов реформ
29 Уровень оплаты труда преподавателей на рынке труда в регионе, по оценкам руководителей образовательных учреждений (в % от числа опрошенных по каждому уровню) %
30 Заработная плата в % к средней в экономике Конкурентные рынки воспитателей в системе дошкольного образования 90 местный: фельдшеры, библиотекари учителей школы 116 местный: врачи, госслужащие, военнослужащие (МВД) мастеров производственного обучения в системе НПО 150 региональный: квалифицированные рабочие и мастера по новым технологиям преподавателей в системе СПО 180 региональный: квалифицированные мастера и специалисты профессоров и преподавателей вузов 250 региональный: менеджеры, аналитики, специалисты высокой квалификации профессоров и преподавателей исследовательских университетов 500 международный: ведущие университеты мира Конкурентоспособный уровень заработной платы учителей и преподавателей Наталья Ковалева, к.э.н. директор Центра статистики и мониторинга образования Институт статистических исследований и экономики знаний Государственный университет – Высшая школа экономики