Наувелаерс -Москва 20051 Российская и Европейская Практика: Создание Национальных Инновационных Систем Москва, 12 июля 2005 Инновационная политика в Европе:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международный опыт в развитии кластеров Александра Карташова главный специалист отдела финансирования и анализа Ассоциации «Некоммерческое партнерство.
Advertisements

О сотрудничестве Межведомственной группы с проектом Европейского союза «Наука коммерциализация технологий» Павел Сушков - консультант проекта Москва
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Программа развития кластеров - как составная часть стратегии повышения региональной конкурентоспособности Воротников Александр Михайлович, Начальник отдела.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
К.э.н., доцент Якубанис Наталья Вячеславовна Стратегические альянсы в бизнесе.
В поисках совершенства : использование методов оценки деятельности в работе научных организаций Творогова С.В. (стар. науч. сотрудник ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ ) Яхнина.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Об вопросах интеграции технологических платформ в российскую экономику. Сухотина К.А.
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Этот проект финансируется Европейским Союзом РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Создание приемлемых условий для коммерциализации науки и технологий Джил.
LOGO PowerPoint Template «Развитие адаптивных механизмов стратегического управления на предприятиях нефтегазовой промышленности Саратовской.
Кластер конкурентоспособности POPsud Круглый стол n°3 : « Оценка инноваций : индикаторы для определения активности и эффективности региональной инновационной.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СЦК 1 «Экономическое развитие и бизнес-среда» Докладчик: Придатко Юрий Михайлович, кандидат технических наук, доцент,
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Д.э.н., проф. И.Н.Ильина.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Транксрипт:

Наувелаерс -Москва Российская и Европейская Практика: Создание Национальных Инновационных Систем Москва, 12 июля 2005 Инновационная политика в Европе: Опыт и уроки европейских инновационных проектов Trendchart и Scoreboard, задачи на будущее Клэр Наувелаерс MERIT, Университет Маастрихта (Нидерланды)

Наувелаерс -Москва План 1 Меняющаяся структура инноваций и инновационной политики в Европе – опыт европейского инновационного проекта Scoreboard 2. Достигнутые результаты инновационной политики в ЕС 3. Примеры инструментов инновационной политики и уроки бенчмаркинга европейского инновационного проекта Trendchart 4. Задачи на будущее

Наувелаерс -Москва Меняющаяся структура инноваций 1.Повышение осознания роли инноваций как важнейшего инструмента экономического развития 2.Интерактивный взгляд на инновации: инновации отличаются от НИОКР 3.Системный подход к инновациям, больший акцент на образование и его распространение / усвоение знаний 4.Мобильность заложенных в человеке знаний становится ключевым фактором успеха 5.Глобализация: локализованная природа перераспределения знаний- важность глобальных связей

Наувелаерс -Москва Положительное влияние инноваций на экономическое развитие (по регионам)

Наувелаерс -Москва Положительное влияние инноваций на экономическое развитие (по странам)

Наувелаерс -Москва Европейский проект Trendchart: Обзор показателей инноваций

Наувелаерс -Москва Европейский проект Trendchart: Обзор тенденций инновационных показателей

Наувелаерс -Москва Наука и Инновационные Системы Государственные НИОКР Образование & Обучение Система фирм Крупные, малые, MNCs, NTBFs, … ВенчурныйКапитал Инновацполитика Посредники Инкубаторы, Наставничество… Бизнесподдержка РЫНКИ Человеческий Нормы & Положения Рамочные условия Научнаяполитика НИОКР фирмы капитал

Наувелаерс -Москва Политика для инновационных систем От запасов к притокам как главный приоритет политики Вопрос «притоков» в систему должен быть приоритетным От увеличения ресурсов к стимуляции перемен Производительность зависит от обучаемости компаний От лучшей практики к контекстно-конкретным решениям Политика должна быть адаптирвана к возможным сбоям в системе От стандартной политики к политике процесса обучения Необходимость большего стратегического информирования в формировании политики: роль бенчмаркинговых семинаров в области проекта Trendchart Политика для активизации знаний

Наувелаерс -Москва Традиционная инновационная политика Сфера инновационной политики: доминируется линейными «инструментами»: рассматривающими вклад в инновационный процесс, а не функционирование всей системы; предоставляющими поддержку отдельным компаниям, а не группам заинтересованных Инструменты политики, которые рассматривают изменения в поведении в области инноваций, анализирующие стратегические, информационные, организационные потребности: редки и недоразвиты Отсутствие стратегического подхода в политической системе инноваций

Наувелаерс -Москва Инструменты «традиционной» инновационной политики в регионах ЕС

Наувелаерс -Москва Новые поведенческие тренды в компаниях Движение к «познающей» организации предусматривает : Внутренние перемены : отсутствие иерархии, перераспределение обязанностей, мульти-функциональные команды, новые способности (гибкость, ответственность…), обучение по принципу «второго круга» и он-лайн обучение, контроль за качеством, развитие человеческих ресурсов…. Внешние перемены : взаимосвязь между компаниями, внешние «сети» Эмпирический анализ 2000 датских компаний (2001 г.) : Компании, объединяющие в себе организационные черты «познающей» организации являются более инновационными (возрастающие) инновации и получение знаний- две стороны одной монеты Nielsen and Lundvall, DRUID Working Paper N°03-07

Наувелаерс -Москва Инструменты политики, направленные на инновации в МСП Ценность зонтичных инструментов Правильный портфолио инновационной политики: основан на объединении потребностей в регионе и в конкретной компании Не существует системы политики «один размер подходит всем» Разработчики политики, и те, кто ее осуществляет, должны: иметь хорошее представление об инновационном поведении компаний, способность к самоанализу и открытость к оценке Разделение труда внутри правительства приводит к «дроблению» политики

Наувелаерс -Москва Примеры результатов RITTS (Стратегии Регионального Инновационного Трансфера Технологий): Схема поручительства в Уусимаа Эволюция к схемам, основанным на потребностях Проект «Шпигель» (= Зеркало) в Лимбурге Совершенствование стратегического мышления для МСП Кластеры в Оверайсл Интерактивная разработка политики Центры превосходства в Берлине Глобальный подход к инновациям

Наувелаерс -Москва Общие черты успешных инструментов инновации Исходные данные: интерактивные инновации Координация и синергия в области поддержки Цель: = потребности МСП, подход «идущий снизу вверх» Новые поведенческие тренды «Сети» заинтересованных лиц (ориентированных на систему) Роль обучения в разработке политики

Наувелаерс -Москва

Наувелаерс -Москва Тренды в инновационной политике в Европе: уроки бенчмаркинга из программы Trendchart Похожий набор инструментов политики: «копировать-вставить» вместо «разумного бенчмаркинга» ? Изменения в способах осуществления и в относительной эффективности (… зачастую неизвестны !) Основное внимание- установлению связей между инициативами Гос и Частных Разработчиков Знаний (наследие «линейной» модели) Важнейшая потребность: Укрепление политики для частных потребителей знаний (усвоение) «Систематическая политика» как основа: новая тенденция

Наувелаерс -Москва Потребность в установлении связей между инициативами ВСЕХ участников Кластерные программы Региональные инициативы развития … Задача инновационной политики: способствовать комплементарности между различными сферами политики « Систематическая» инновационная политика

Наувелаерс -Москва Выводы для Научных Парков СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО Трансфер технологий От источника к получателю Определенное место Сфокусированная поддержка Финансовая поддержка Внутрифирменная поддержка Технологический пробел КЛАСТЕР КОМПЕТЕНЦИИ Создание диалога Двусторонний обмен Запутанность системы Многократная поддержка «Поддержка в познании» Информационный центр … и управленческий пробел

Наувелаерс -Москва Посредническая S&T система в Валлонии Потребности компаний A B C Увеличивать численность Коммерциализация исследований, Спин-офф фирмы… Перейти к А Распространение технологий, Поиск новых возможностей… Перейти к B Повышение осознания в в области инноваций руководство… A: Инновационные и ИР-интенсивные компании B: Инновационно- адаптивные компании C: Потенциально инновационные компании, но не структурированные для инноваций

Наувелаерс -Москва Посредническая S&T система в Валлонии Организация поддержки A B C Университеты, управление Интеллектуальной собственностью, Научные парки, венчурный капитал RDT aids, доступ к НИОКР в ЕС, … Коллективные исследовательские центры Технологические центры, Техноолгический аудит, Поддержка МСП… Несистематическая поддержка, «Сети» небольших компаний… C: Потенциально инновационные компании, но не структурированные для инноваций B: Инновационно- адаптивные компании A: Инновационные и ИР-интенсивные компании

Наувелаерс -Москва Кластерная политика: попытки перехода к систематизированной инновационной политике Концепция кластера: вариации вокруг основной идеи концентрации и эффекта взаимодействия Определенный фокус на организационные аспекты Наиболее успешные кластеры: те, которые открывают новые возможноси и способствуют переменам в инновационном поведении- обучении История и институты играют ключевую роль в формировании политики кластеров и определении направления развития Государственные органы власти становятся частью системы

Наувелаерс -Москва Основная сущность политики Кластеров: уроки семинаров по программеTrendchart Политика кластеров = усилия по совершенствованию взаимодействия в политике А не поиск новых областей в политике Политика кластеров= поиск подходящего набора инструментов Возникающих из технологий, промышленных или региональных инструментариев Кластеры как средство к достижению целей Что делает оценку успеха чрезвычайно важной

Наувелаерс -Москва Изменчивость концепции Кластера Мега-Кластеры Местные «сети» Основанная на знании

Наувелаерс -Москва Мега кластеры Местные «Сети» Основанные на знании Промышленная Конкурентноспособность Территориальная конкурентноспособность Инновационное и технологическое развитие Сектора, « filières », рынок, создание потребительской стоимости МСП (крупные предприятия) Предприятия и исследовательские центры Макро Мезо Микро Мезо Пространственный анализ, эмпирический анализ Динамика предприятий Поток знаний

Наувелаерс -Москва Понятие «успешный кластер» может быть разным Мега-кластеры: « Конкурентноспособность » Местные «Сети»: « Концентрация » Основанные на знании: «Инновации»

Наувелаерс -Москва Достижения в оценке кластеров Оценка кластера: в период становления. Интерес к кластеру « по существу» Польза от кластера воспринимается как должное- вместо того, чтобы быть проанализированной Оценка политики в кластере: необходимость анализа новых знаний Финляндия еще не разработала кластерную политику в области Информационных и Коммуникационных Технологий (ICT)… Предполагаемая оценка более развита, чем фактическая Метод эмпирической оценки используется редко Уделение внимания демонстрации локальных связей Зачастую разочаровывает: кластеры = местные узлы глобальных сетей Игнорирование фактора конкурентноспособности как основной движущей силы Основной фокус- на партнерских отношениях и каналах поставок

Наувелаерс -Москва Исполнительная власть Консультативная роль Инициатива от правительства Инициатива от стейкхолдеров (Великобритания) Португалия Италия Исландия Румыния Норвегия Венгрия Нидерланды США (Болгария) Ирландия Австрия Испания Финляндия Эстония Тунис Турция Словакия Дания Необходимость горизонтальной инновационной политики: роль Инновационных Советов уроки семинаров по программеTrendchart Source: Arnold & Boekholt,

Наувелаерс -Москва Узкие рамки политики Широкие рамки политики AT ES FI (IE) IT Научная политика Область вне науки, технологии и инноваций Наука, технологии и Инновации PT UK NL NO BE EE HU LV LT RO SK IS Source: Arnold & Boekholt, Необходимость горизонтальной инновационной политики: роль Инновационных Советов уроки семинаров по программе Trendchart

Наувелаерс -Москва Инновационная политика: Задачи на будущее (1) Эффективность инновационных систем зависит от сбалансированного сочетания 3 факторов: –Формирования знаний –Распределения знаний –Потребления знаний Растущее значение рамочных условий –предпринимательство –правила конкуренции –условия на рынке труда –финансовые рынки –социальный капитал,...

Наувелаерс -Москва Новая роль государства: от инвестора к facilitator – способствование продвижению государственно- частных партнерств и интерфейсного менеждмента Ключевым вопросом для политики становится улучшение процесса управления знаниями в компаниях Политика должна «открывать границы» между: : ï традиционными областями интервенции в политике ï традиционными отраслями промышленности ï различными формами создания и потребления знаний Инновационная политика: Задачи на будущее (2)

Наувелаерс -Москва Опасность фрагментации инновационной политики: необходимость межправительственной координации Растущая роль регионов в процессе инновации: необходимость координации между национальной и региональной политикой Большая эффективность посредством «политических пакетов», а не отдельных изолированных инструментов Необходимость большей политической дальновидности: –мониторинг и оценка политики –тщательный анализ инновационных систем –«разумные» бенчмаркинговые практики –долгосрочные перспективы –«включающий» процесс разработки политики Инновационная политика: Задачи на будущее (3)