Профессиональная деятельность преподавателей информатики ГБОУ НПО ПЛ 48 в условиях реализации ФГОС Преподаватель специальных дисциплин ГБОУ НПО ПЛ 48 Бывальцева Анна Викторовна Тверь, 2012
Процесс введения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования определил главные направления концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов профессиональных учебных заведений. При разработке основных профессиональных образовательных программ преподавателям предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворение требованиям ФГОС, так и на выполнение социального заказа (удовлетворение потребностей общества – государства, работодателей, родителей и обучающихся). Процесс введения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования определил главные направления концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов профессиональных учебных заведений. При разработке основных профессиональных образовательных программ преподавателям предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворение требованиям ФГОС, так и на выполнение социального заказа (удовлетворение потребностей общества – государства, работодателей, родителей и обучающихся).
Структура образовательного процесса ГОС НПОФГОС НПО ЦельЗУНФормирование компетенций Содержание Традиционная структура Выделение конкретных завершенных блоков Технологии Для формирования ЗУН Для формирования ПК и ОК Формы, методы, средства Зависят от цели (ЗУН)Зависят от цели (ПК, ОК) Результат (оценивание) Оценка знанийОценка компетентностей ЗУН – знания, умения, навыки ПК – профессиональные компетенции ОК – общие компетенции ЗУН – знания, умения, навыки ПК – профессиональные компетенции ОК – общие компетенции
Отличием нового стандарта является, то, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Что такое компетенция? Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Компетентность – готовность личности к определенному виду деятельности (личностные и психологические качества, опыт деятельности) / Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности. Отличием нового стандарта является, то, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Что такое компетенция? Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Компетентность – готовность личности к определенному виду деятельности (личностные и психологические качества, опыт деятельности) / Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания.
Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. В профессиональном лицее 48 контингент обучающихся более 600 человек. Реализация ФГОС проходит по следующим профессиям: 1.Повар, кондитер 2.Пекарь 3.Официант, бармен 4.Агент рекламный 5.Продавец, контролер-кассир 6.Мастер по обработке цифровой информации 7.Оператор связи Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. В профессиональном лицее 48 контингент обучающихся более 600 человек. Реализация ФГОС проходит по следующим профессиям: 1.Повар, кондитер 2.Пекарь 3.Официант, бармен 4.Агент рекламный 5.Продавец, контролер-кассир 6.Мастер по обработке цифровой информации 7.Оператор связи
По профессиям «Мастер по обработке цифровой информации» и «Оператор связи» в рамках проекта «Доступная среда» в лицее 48 проходит обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. По профессиям «Мастер по обработке цифровой информации» и «Оператор связи» в рамках проекта «Доступная среда» в лицее 48 проходит обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.
Профессиональный модуль Ввод и обработка цифровой информации Общие компетенции Профессиональный модуль Ввод и обработка цифровой информации Общие компетенции
Профессиональные компетенции
Дистанционное обучение
В результате реализации ФГОС происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся к освоению профессии.