Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы Урок 2.
Цель урока: 1. Показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресурсов ставит перед любым обществом проблему выбора; 2. Проиллюстрировать проблему выбора, используя кривую производственных возможностей общества
Понятия: Основные материальные потребности общества; Экономические ресурсы (факторы производства); Проблема выбора; Альтернативная стоимость (цена выбора); Основные вопросы экономики; Кривая производственных возможностей
Проанализируйте ситуацию: «Нужна ли повару швейная машина?» Ф.И.О.Профес- сия Часовая ставка заработ- ной платы (в час) Время, затрачива- емое на по- шив одного платья Время, затра- чиваемое на приготовле- ние ужина Петрова Н.С. Швея20000 руб. 20 ч.10 ч. Иванова И.Л. Повар15000 руб. 30 ч.5 ч.
«Нужна ли повару швейная машина?» 1. Иванова (повар) хочет шить себе к Новому году праздничное платье, а Петрова (швея) готовит праздничный ужин для гостей. Вопрос: Стоит ли Ивановой шить платье, а Петровой готовить ужин, если последняя терпеть не может готовить, а первая не любит шить? Стоит ли Ивановой шить платье, а Петровой готовить ужин, если последняя терпеть не может готовить, а первая не любит шить?
Ответьте на вопросы: В чем причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов? С чем связана ограниченность: - труда; - капитала; - земли; - предпринимательства Каковы последствия ограниченности ресурсов?
Альтернативная стоимость или цена выбора В городе существует небольшой участок земли. Городские власти обсуждают: что построить: больницу, универмаг, бассейн или автостоянку. Вопрос: Если будет построена больница, что станет в этом случае ценой выбора или альтернативной стоимостью? (отказ от стоянки, универмага, бассейна)
Задание 1: 1. У мистера Х возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег на операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер Х заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером Х?
Задание 2: Почему труд и предпринимательство рассматриваются как два разных экономических ресурса? Ведь предприниматель как и учитель, маляр или инженер затрачивает свой труд?
Задание 3: Надя Иванова после окончания 11 класса могла бы работать на швейной фабрике, получая зарплату 5000 р. в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 6000р. в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступить в нефтяной институт, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
Задание 4: Петя Сидоров решил заняться теннисом. Посещение корта стоит 500 р. При наличии ограниченных денежных средств, Пете придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае выступи в качестве альтернативной стоимости: - затраты на посещение кинотеатра; - затраты на изучение японского языка; - затраты на еду и одежду?
Главные вопросы экономики: Что производить? Что производить? (решая этот вопрос, люди распределяют ограниченное количество ресурсов между производителями) Как производить? Как производить? (выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, которые определены в 1 вопросе) Каким образом распределять? Каким образом распределять? (кому и сколько благ достанется в конечном итоге)
Задача: Перед вами таблица производственных возможностей выпуска обществом танков и стиральных машин: Вид продукта Производственные альтернативы IIIIIIIVV Танки (сотни шт.) Стиральные машины (сотни шт.)
1. Используя данные нарисуйте кривую производственных возможностей; 2. Что показывают точки на кривой? 3. Если экономика в данный момент находится в точке, соответствующей альтернативе III, какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной 3 сотни танков? 4. Предположим, экономика находится в точке, соответствующей производству 100 танков и 7000 стиральных машин. Изобразите на графике, что она показывает? 5. Обозначьте точку, соответствующую выпуску 7000 стиральных машин и 300 танков. Что она показывает?
6. Допустим, что усовершенствовалась технология производства танков, а технология изготовления стиральных машин осталась на том же уровне. Отобразите эту ситуацию на графике. 7. Допустим, что улучшилась технология производ- ства стиральных машин, а технология изготовле- ния танков не изменилась. Что произойдет с кривой производственных возможностей? 8. Предположим, что в обществе увеличилось коли- чество используемого труда и капитала. Начертите новую кривую. 9. Объясните, почему кривая производственных воз- можностей общества изображена в виде нисходящей линии. 10. Рассмотрите альтернативы I, II, III, IV, V. Какая из них «лучше для общества, т.е. эффективнее»
Домашнее задание: Закончить решение задачи (письменно в тетради) Параграфы 3, 4 – пересказ, Параграфы 5, 7 – прочитать, выучить определения.
Решение: 1. Если Петрова готовит ужин она теряет р. (10 ч * р/ч); если она попросит Иванову, то потеряет только р. (5 ч * 15 р/ч). 2. Если Иванова сама будет шить платье, она потеряет р (30 ч* р/ч); если она закажет платье у Петровой, то заплатит ей: 20ч*20000 р/ч= Ответ: Ивановой не нужно шить платье самой, ей выгоднее заказать его у Петровой; Петровой не стоит самой готовить ужин, ей нужно нанять для этого Иванову.