Технология оценивания образовательных достижений
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно - ориентированной образовательной системы « Школа 2100» Задачи новой технологии : - Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования. - Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. - Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ 1- е правило : « Отличие оценки и отметки » Оцениваться может все. Фиксируется с помощью отметки только демонстрация умения применять знания ( решать задачи ). Оценка – это словесная качественная характеристика результатов действий. Отметка – количественная фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы..
2- е правило : « Уровни успешности » Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности : - необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету ( это « хорошо, но не отлично ») - программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо « старые » знания и умения, но в новой ситуации ( это уровень, соответствующий цели программы « Школа 2100» – уровень функционально грамотной личности – « отлично ») - необязательный максимальный уровень – решение « сверхзадачи » по неизученному материалу, когда потребовались новые самостоятельно усвоенные знания и умения ( это уровень – « превосходно »).
3- е правило : « Самооценка » Самооценка ( алгоритм ): Выполнил верно или с ошибками ? Справился самостоятельно или с чей - то помощью ? Какое умение отрабатывали ? Каков был уровень задания ? Отметка.
Оценку определяют учитель и ученик сообща На уроке ученик сам оценивает результат выполнения задания по « Алгоритму самооценки » и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку ( отметку ), если докажет, что она завышена или занижена..
4- е правило : « Одна задача – одна оценка » Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.