«Анализ участия учреждений профессионального образования в обеспечении опережающего профессионального обучения» Москва, 11 февраля 2010 г. А.С. Перевертайло.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопросы организации и обеспечения функционирования региональной системы опережающего обучения и переподготовки кадров. Проекты документов, выносимые на.
Advertisements

Регламент проведения мониторинга участия государственных образовательных учреждений в реализации программ опережающего обучения и переподготовки в субъектах.
Система опережающего обучения граждан в субъекте РФ: - профессионально-общественная экспертиза проектов организационно-управленческих документов по организации.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Ключевые результаты 2009 г. и планы выполнения работ в 2010 г. по проекту Ф8 «Организация и проведение экспертизы на соответствие государственным требованиям.
Проект Положения об общественно – профессиональной аккредитации ОПОП НПО и СПО ОГБОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Проверки документации и ее применения на соответствие международным и государственным стандартам на системы качества. Назначение экспертов и документирование.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Цель проекта – совершенствование моделей проведения ЕГЭ на базе независимых организаций, повышение качества оценки образования. Задачи проекта: Определение.
1 Габдрахманова Г.З. заместитель министра - руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки Татарстан.
Конкурс инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программам Фонда на годы в помощь специалистам органов исполнительной.
1 О взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Карелия и образовательных учреждений профессионального.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
Лаборатория менеджмента образования Заведующий лабораторией – Дорофеева О.И., к.п.н.
Предложения по организации сельскохозяйственного страхования в связи с принятием федерального закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом.
Транксрипт:

«Анализ участия учреждений профессионального образования в обеспечении опережающего профессионального обучения» Москва, 11 февраля 2010 г. А.С. Перевертайло заместитель руководителя проекта

Основные направления работ Анализ опыта участия учреждений профессионального образования в обеспечении опережающего профессионального обученияАнализ опыта участия учреждений профессионального образования в обеспечении опережающего профессионального обучения Разработка предложений к модели региональной системы опережающего обученияРазработка предложений к модели региональной системы опережающего обучения Разработка методического обеспечения мониторинга и проведение апробации

Комплексное решение проблем качества опережающего обучения в целях кадрового обеспечения инновационного развития экономики в посткризисный период: Консолидация административных усилий и полномочий всех уровней власти. «Встроенность» в общий контекст федеральной и региональной политики. Систематический мониторинг и оценка достижения целей. Оперативное принятие мер и корректировка действий. Кадровое обеспечение.

А. Постановления, принятые администрациями субъектов РФ Б. Положение (порядок) об организации опережающего обучения, Порядок реализации и финансирования целевой программы Постановление о реализации целевой программы Порядок расходования бюджетных средств Положение о порядке финансирования опережающего обучения В. Формы документов: а. Формы договоров с предприятиями, б. Форма государственного контракта с образовательным учреждением в. Форма заявки предприятия г. Форма заявления учащегося Г. Документ о компенсации затрат Д. Рекомендации. а. Рекомендации предприятиям б. Рекомендации образовательным учреждениям в. Рекомендации службам занятости Документы, определяющие порядок организации опережающего обучения в 82 субъектах РФ сведены в единую таблицу

На основании анализа, систематизации и обобщения региональных документов, регламентирующих процессы опережающего обучения в субъектах Российской Федерации, выявлены: - общие подходы к организации опережающего обучения, включая организационные схемы взаимодействия участников опережающего обучения (органов управления, образовательных учреждений, работодателей, предприятий); - наиболее типичные схемы финансирования; особенности организации и применяемый инструментарий мониторинга; проблемы и барьеры к участию ОУ в реализации программ опережающего обучения

Оператор услуг ПровайдерРаботодатель Органы управления образованием ОУКЦПК ОУ (ФЗ-94) (Модель Татарстана) Субсидии работодателю («Модель С-Петербурга») Распределение по подведомственной сети («Модель Астраханской области») СХЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Конкурсный отбор ОУ для реализации программ опережающего обучения ( ФЗ- 94) ПреимуществаНедостатки Обеспечивает конкурентное распределение бюджетных средств Длительность процедуры конкурсного отбора образовательных учреждений и организаций (2,5 месяца) Повышает качество оказываемых услуг Заявки предприятий на организацию ОПО малого количества работников (1-5) не вызывают интереса со стороны образовательных учреждений Отсутствие возможности заключения государственных контрактов переходящих по срокам действия и оплаты с одного финансового года на другой Существующие нормы к составлению конкурсной документации не позволяют обеспечить требуемое качество услуг по опережающему обучению В региональной программе должен быть указан перечень организаций, в которых будет реализовываться мероприятия программы, с указанием количества участников мероприятий. Таким образом, для участия в конкурсе образовательных учреждений, не входящих в перечень организаций региональной программы, необходимо вносить в нее изменения

ПреимуществаНедостатки Ориентированность на потребности работодателя Исключают участие гос./ муниципальных бюджетных учреждений Повышает заинтересованность работодателя Исключают участие предприятий, имеющих задолженность по налогам Использование ресурсной базы работодателя Исключают конкурентный механизм распределения ресурсов Большая оперативность в организации обучения Не обеспечивает наилучшего качества обучения Проблемы обеспечения контроля за целевым использованием бюджетных средств Средства перечисляются на счет работодателя в виде субсидии

Барьеры к участию ОУ в реализации программ опережающего обучения Утвержденный в региональной программе перечень образовательных учреждений, на базе которых планируется организация опережающего обучения, не всегда соответствует заявкам работодателей. Заявки предприятий на организацию опережающего профессионального обучения малого количества работников (одного-пяти) не вызывают интереса со стороны образовательных учреждений, для которых проведение индивидуального обучения является нерентабельным. Это зачастую приводит к отказу образовательных учреждений от участия в конкурсах, объявляемых центрами занятости. Выделение субсидий работодателям в целях возмещения затрат по опережающему обучению затрудняется отсутствием средств у работодателя для первоначальных расчетов с учебным заведением. Авансирование службой занятости предполагаемых затрат работодателя на опережающее обучение не предусмотрено действующим законодательством (согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в целях возмещения затрат).

Предложения региональных органов управления образованием: Определить следующие задачи органов управления образованием в организации опережающего обучения: формирование банка данных образовательных учреждений, организующих опережающее обучение; мотивация образовательных учреждений к участию в опережающем обучении; контроль исполнения лицензионных и аккредитационных показателей профподготовки, переобучения, повышения квалификации контроль эффективности использования средств полученных от опережающего обучения, переобучения. Дополнить рекомендации Методикой сметаобразования на программы опережающего обучения с учетом средств на амортизацию и развитие материальной базы, с учетом коэффициента доходности. Обязать органы управления образованием субъекта Российской Федерации выносить экспертное заключение на соответствие гос.требованиям внутренних нормативных документов ОУ и организаций, участвующих в мероприятиях ОПО. Снять ограничение по продолжительности обучения в 3 месяца и предложить след. Формулировку «Продолжительность опережающего обучения определяется в зависимости от требований работодателей и содержания образовательной программы и в соответствии с лицензионными требованиями» В качестве участников опережающего обучения можно рассматривать не только специалистов с законченным профессиональным образованием разных уровней, которые направляются на переподготовку, но и обучающихся старших курсов ОУ профессионального образования, которые получают дополнительные профессиональные квалификации (осваивают дополнительные программы обучения), востребованные в инновационной экономике.

Предложения региональных органов по труду и занятости: Уточнить определение ОПО, организуемого в рамках антикризисных программ регионов Разработать на федеральном уровне рекомендательные документы для различных моделей организации ОПО (порядок финансирования с необходимыми приложениями). Использование именных образовательных сертификатов как инструмента финансирования ОПО работников (с подтверждением трудоустройства). Предоставление органами управления образованием информации о рынке необходимых образовательных услуг других регионов в случае организации ОПО в другой местности. Активное формирование и продвижение общероссийского банка образовательных программ ОПО. Оперативная выдача лицензий направо проведения обучения по новым программам с учетом потребностей в ОПО. Предусмотреть возможность индивидуального, модульного обучения, с различными сроками. Необходимость мотивации образовательных учреждений на адекватное и активное взаимодействие с работодателями и ЦЗН. Контроль со стороны органов управления образованием в части соблюдения условий лицензирования образовательных учреждений. Закрепление ответственности работодателя за участие работников в ОПО в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда

Результаты: Разработан пакет примерных региональных организационно- управленческих документов по организации и обеспечению функционирования региональной системы опережающего обучения: Положение об организации опережающего обучения, включая вопросы финансирования; Критерии конкурсного отбора организаций, осуществляющих опережающую профессиональную переподготовку; Методические рекомендации по мониторингу организации и эффективности опережающего обучения на уровне субъекта Российской Федерации; Примерная программа субъекта Российской Федерации по организации переподготовки кадров для инновационной экономики. Организована серия экспертно- методических семинаров с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов по труду и занятости и ассоциированных работодателей 10 отобранных субъектов Российской Федерации по разработке примерных организационно-управленческих документов.. Проекты примерных документов по организации и функционированию системы опережающего обучения в субъекте Российской Федерации

Цель мониторинга Содействовать активному и эффективному участию учреждений профессионального образования в осуществлении опережающего обучения и переподготовки кадров, способных обеспечить устойчивое инновационное развитие российской экономики в посткризисный период

Методическое обеспечение мониторинга Регламент проведения мониторинга участия государственных образовательных учреждений, имеющих лицензии на ведение программ профессиональной переподготовки и свидетельство о государственной аккредитации, в реализации программ опережающего обучения и переподготовки в субъектах Российской Федерации Методические рекомендации по заполнению плановых форм и форм ежеквартальных отчетов в рамках проведения мониторинга участия государственных образовательных учреждений, имеющих лицензии на ведение программ профессиональной переподготовки и свидетельство о государственной аккредитации, в реализации программ опережающего обучения и переподготовки в субъектах Российской Федерации Формы для сбора информации АСМ ПОО

По заданию Минобрнауки сформирована база данных в разрезе субъектов Российской Федерации, содержащая информацию о перечне программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями различных уровней профессионального образования, а также образовательными подразделениями предприятий, для организации опережающего обучения. Проведена экспертиза программ всех субъектов РФ о дополнительных мероприятиях, направленных на урегулирование ситуации на рынке труда в 2009 году, в части опережающего обучения. Проведен анализ востребованности программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями различных уровней профессионального образования субъектов РФ для организации опережающего обучения. Сформирована и обновляется на ежемесячной основе база данных по трудоустройству выпускников учреждений всех уровней профессионального образования в разрезе федеральных округов и субъектов российской Федерации.

Перечень форм мониторинга Форма 1. Основные показатели опережающего обучения, запланированные в программе субъекта Российской Федерации о дополнительных мерах, содействующих снижению напряженности на рынке труда (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации) Форма 2. Сведения о количестве граждан, завершивших обучение по программе опережающего обучения на момент подачи отчета Форма 3. Заключение договоров на образовательные услуги Форма 4. Показатели обновления программ опережающего обучения Форма 5. Основные показатели опережающей переподготовки, запланированные в целевой программе субъекта Российской Федерации Форма 6. Сведения о количестве граждан, завершивших обучение по программе опережающей переподготовки на момент подачи отчета Проведена пилотная апробация форм и АСМ ПОО в 7 субъектах, представляющих все федеральные округа.

Задачи на 2010 год Доработка до уровня рекомендаций пакета документов по организации и функционированию системы опережающего обучения в субъекте Российской Федерации. Уточнение параметров мониторинга участия учреждений профессионального образования в опережающем обучении. Доработка форм мониторинга. Полномасштабная организация мониторинга во всех субъектах РФ с использованием АСМ ПОО.