Первый опыт работы с немотивированными учениками в контексте обучения географии в современной школе. Учитель географии ГБОУ СОШ 997: Кузьмин А.С. Москва 2012
В современной школе, в силу различных факторов, учащиеся с каждым годом теряют интерес к обучению. Нынешних учеников (а в особенности подростков) начинающему педагогу порой бывает сложно увлечь изучение географии, науки, которая столь интересна многим младшеклассникам, и в последствии становится совершенно не увлекательна для столь же многих старшеклассников
Как же смотивировать учащихся? Что такое мотивация? Мотивация - есть побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; Психологи определяют этот термин таким образом: мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.
В процессе изучения проблемы и педагогической литературы были выявлены следующие ведущие мотивы в обучении: Познавательные мотивы Социальные мотивы Позиционные мотивы
Содержание учебной деятельности и процесс ее выполнения, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы показывают стремление к самообразованию и саморазвитию ученика. Познавательные мотивы:
Виды социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: осознание социальной необходимости в получении знаний, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Социальные мотивы
Эти мотивы строятся на желании доминировать в коллективе, быть лидером, они проявляются в разного рода попытках самоутверждения. Позиционные мотивы
Познавательные мотивы Для современных школьников большое значение имеет использование ИКТ в учебном процессе. На данный момент выпущено довольно большое количество учебных электронных программ, которые ученики могут использовать как на уроке, так и для саморазвития.
Познавательные мотивы Уже на основе интереса проявленного у школьников при использование современных ИК программ формировался и интерес к традиционным средствам обучения.
Социальные мотивы Взаимодействие учеников друг с другом во время обучения способствовало улучшению мотивации за счет более влияния успевающих школьников на других. Так же формирование таких мотивов тесно связано с позиционными мотивами.
Позиционные мотивы Формирование познавательного интереса у «лидера» класса, с преобладающем количеством немотивированных учащихся, позволяет вовлекать в процесс большее количество человек и мотивировать их к изучению предмета.
Выводы : Таким образом основываясь на трех основных ведущих мотивах в обучении, при использовании определенных материалов и наличия технической базы в школе, можно создавать ситуации, при которых формируется познавательный интерес и желание изучать предмет, даже у многих немотивированных школьников.